Что такое ваучерная приватизация

Сегодня предлагаем статью на тему: "что такое ваучерная приватизация", написанную простым и доступным языком. Все вопросы задавайте в комментариях после статьи или нашему дежурному юристу.

Приватизационный чек (ваучер) – это источник платежа при приватизации, ценная бумага на предъявителя, выпущенная государством, с помощью которой граждане Российской Федерации расплачивались за акции (паи) инвестиционных фондов.

Ваучерная приватизация является фактической приватизацией активов, которые относятся к общенародным.

В России ваучерная приватизация проводилась с 1992 года по 1 июля 1994 года. Реформаторами экономической системы страны она определялась ка первый шаг к передаче государственной собственности частным лицам.

Основные этапы правительственной программы приватизации

Программа приватизации делилась на два этапа:

На первом этапе ваучерной приватизации предполагалось, что в течение 3-4 лет большинство государственных предприятий должно было быть преобразовано в акционерные общества и распределено среди всех российских граждан. Масштабы такой приватизации и ограниченные сроки были беспрецедентны в истории экономики мира.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Правительство страны было нацелено на придание программе приватизации статуса «народной». Однако, все сложилось иначе, и общенародный характер перераспределения активов государства среди населения оказался имитацией. Каждый гражданин России, в том числе новорожденные и люди пенсионного возраста, получили приватизационный ваучер, дающий право на владение частью государственного имущества.

Нет видео
Видео (кликните для воспроизведения).

Стоимость одного ваучера составляла 10000 рублей. Данная сумма денег по тем временам равнялась половине стоимости отечественных «Жигулей». Приватизационной программой предусматривалось, что в 1993 году население сможет продать ваучеры, получив за них наличные деньги, или же обменять на акции приватизируемых компаний. В результате, либерализация цен и, движущаяся быстрыми темпами, инфляция в скором времени привели к обесцениванию ваучера настолько, что к завершению 1993 года за 10000 рублей можно было приобрести всего лишь 3-4 бутылки водки.

Предусматривалось несколько моделей приватизации. Основной из них была схема, при которой руководство и работники предприятия объявляли о закрытом акционерном обществе. Акции подобных компаний не выставлялись на рынок. Руководящее звено предприятия фактически устанавливало контроль над ним и в большинстве случаев скупало те акции, которые были распределены между рабочими. В результате, хотя и некоторое количество акций предприятий, попавших под приватизацию, распределились между множеством небольших акционеров, сумма реальных владельцев бизнеса выросла незначительно.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Таким образом, все граждане России на некоторое время стали кандидатами на владение собственностью, а затем стало очевидно, что большинство из них не может получить доступ к бывшим государственным активам.

Следующий этап приватизации следует сразу после завершения ваучерной приватизации и заключается в распродаже крупных активов государства за «живые деньги». Осенью 1995 года открылись залоговые аукционы. Они работали по принципу передачи государством во временную собственность крупным коммерческим банкам своего контрольного пакета акций в высокодоходных компаниях, например, нефтяные компании, «Норильский никель» и др. Взамен долей государства банками должны были предоставляться ссуды правительству для финансирования бюджетных расходов. В течение определенного времени государство должно было вернуть ссуды банковскому сектору. В случае невозврата ссуд, государственные пакеты акций переходили кредиторам в собственность. Таком образом, объясняя срочной необходимостью пополнения бюджета, многие компании государственного сектора перешли в руки немногочисленных бизнесменов, которые имели тесные связи в правительстве.

Результаты ваучерного периода приватизации в России

Всего за период ваучерной приватизации было распродано более 16 тысяч государственных компаний. На конец 1994 года посредством ваучерных сделок около 70% всей национальной промышленности оказалось в частной собственности. Также перешла в руки частных лиц значительная часть объектов малой приватизации. К ней относились более 85 тысяч магазинов, ресторанов, кафе и т.п. В большинстве регионов малая приватизация завершилась в конце 1994 года. К этому же времени образовалось около 20 тысяч обществ акционерного типа на базе средних и крупных компаний.

Трудовые коллективы получили от государства несколько вариантов льгот. Значительная часть населения (около 75%) выбирала акции. Предполагалось, что данная форма собственности помогала избегать установления контроля извне над предприятиями. Однако, данный вариант не ознаменовался успехом, поскольку все акции скупались руководством компаний. Почти треть всех ваучеров распродалась за бесценок при помощи чековых инвестиционных фондов. 22 миллиона граждан заключили сделки с подобными фондами. В результате ваучеры, которые были внесены в инвестиционные фонды, не принесли никаких доходов, поскольку данные организации в скором времени прекращали свою деятельность. В этой ситуации работники становились владельцами акций лишь на короткий промежуток времени.

Главный итог ваучерной приватизации заключался в переходе от командно-административной модели экономики к рыночной. Государство лишилось монополии большинства сфер национального хозяйства. Весь процесс занял всего пару лет. Ваучеры эффективно уничтожали существующую экономико-социальную систему. А при разрушении прежних основ не происходило роста экономики.

Читайте так же:  Как обращаться в биржу труда по месту жительства или прописки

Итогом ваучерного этапа приватизации являлось большое число частных собственников, которые, в большинстве случаев, не были ответственными и эффективными предпринимателями, не имели представления о специфике отрасли. В первую очередь собственников волновало получение прибыли, а не производство и качество услуг.

Большие надежды возлагались на денежный этап приватизации, при котором предполагалось сглаживание недостатков и исправление ошибок, допущенных при выпуске и продаже ваучеров.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Приватизация при помощи ваучеров проводилась для перевода государственного имущества, земли и природных ресурсов в частные руки. Эта процедура производилась при помощи ваучеров. В результате приватизации каждый житель страны должен был получить свою долю от основных активов государства. В результате экономической неграмотности населения и мошеннических схем, государственная собственность и земля перешла в руки криминальных структур, чиновников и политической элиты.

Изображение - Что такое ваучерная приватизация proxy?url=https%3A%2F%2F03-pravo.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F01%2Fac3254bd45520409b008f5b4e4af0072

Изображение - Что такое ваучерная приватизация proxy?url=https%3A%2F%2F03-pravo.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F01%2Fde2fbb1b8058a3e467bc3d2ffce

Проводимая процедура использовалась для развития рыночной экономики на территории страны. Руководство государства считало, что государственное владение фабриками и заводами привело к краху экономики, а новые собственники будут заинтересованы в развитии производства и получении прибыли.

Денежные средства, которые получены бюджетом, планировалось направить на выполнение социальных программ. По замыслу приватизация нужна была для стабилизации экономики РФ.

С помощью передачи госсобственности в частные руки планировалось привлечь дополнительные инвестиции из-за рубежа, усилить конкурентоспособность производимых услуг и товаров, уничтожить монополии.

Существует несколько видов приватизации государственного имущества:

  • Предприятие становится акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью.
  • Проводится открытый аукцион с торгом
  • Выпускаются акции предприятия
  • Конкурсная или публичная продажа ценных бумаг населению

Изображение - Что такое ваучерная приватизация proxy?url=https%3A%2F%2F03-pravo.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F01%2FChubays

Приватизация в РФ началась в 1990 году с передачи малых объектов бизнеса в частную собственность. Для этого организовывались аукционы. Победитель определялся при помощи торгов.

В 1991 году была проведена денежная реформа. Результатом стало повышение цен, снижение покупательской способности, изъятие денежной массы у населения, высокая инфляция.

Нет видео
Видео (кликните для воспроизведения).

В 1992 году был налажен выпуск приватизационных чеков (ваучеров) и раздача их населению.

Это персонифицированные ценные бумаги, которые дают возможность обмена их на конкретное благо. В мировой практике ваучер мог использоваться, как расчет с туристической фирмой с целью поездки, как документ на недвижимость или для устройства на работу.

В Российской федерации они появились, благодаря Е. Гайдару и А. Чубайсу. Номинальная стоимость ваучера была 10 000 рублей.

Эти чеки в России были предназначены для приобретения ценных бумаг государственных активов. Один ваучер на тот момент был номинально равен 500 акций Газпрома.

Всего государством было напечатано 150 миллионов приватизационных чеков на каждого гражданина страны.

К 1993 году номинальная цена чека снизилась вдвое, потом стоимость его вернулась к номиналу. В последующие 2 года были проведены аукционы, где 70% акций государственных предприятий были выкуплены при помощи ваучеров.

Изображение - Что такое ваучерная приватизация proxy?url=https%3A%2F%2F03-pravo.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F01%2F9381

Приватизация государственной собственности в РФ делится на несколько стадий.

  1. Малая приватизация. Процесс начался в 1990 году с малых объектов бизнеса (кафе, магазины). В крупных городах осуществлялись аукционы, на которых по итогам торгов, они переходили в частное владение. В это время идет подготовка законодательной базы.
  2. Ваучерная приватизация. Процедура производилась на основании Закона «Об именных приватизационных счетах и вкладах». По законодательству, на каждого жителя должен был открываться счет, а деньги со счета можно было потратить только на акции. На практике в 1992 населению страны было предложено купить чеки для приватизации (ваучеры).
  3. Денежная приватизация. После ваучеров остатки акций государственных активов должны были продаваться за деньги. Цель: пополнения казны страны и улучшение инвестиционного фона.

Приватизация в Российской Федерации началась еще до 1992 года и принятия основных законов. С 1990 года в крупных городах прошел ряд аукционов, передающих в частные руки, малые объекты. Со временем к переделу собственности подключились политики, государственные деятели, криминальные структуры.

Официально руководство страны в это время готовило законы для осуществления передачи собственности населению, разрабатывало ход действий и алгоритмы процесса.

В 1990 году был принят закон «О собственности в РСФСР» и начался процесс подготовки передачи государственной собственности в частные руки. В следующем году была проведена денежная реформа, которая отсекла ненужных претендентов на имущество страны. Целью реформы стала ликвидация денежных запасов населения.

После этого, в 1992 году появились ваучеры, которые были неименными. Население даже не понимало, что можно делать с этими чеками и что можно на них приобрести. Через некоторое время ваучеры за бесценок были куплены инициаторами приватизации.

Скупив ваучеры у людей, такие лица становились владельцами крупных предприятий, заводов, фабрик, ресурсов, земель.

Чтобы люди не использовали свои законные права, претендуя на активы предприятий, денежная реформа продолжилась. С 1991 началось резкое повышение цен и гиперинфляция. Государство перестает контролировать цены, говоря их о рыночном регулировании. Вклады замораживаются, выемка сбережений населения продолжается. На фоне повышения цен и обнищания люди готовы продать полученные приватизационные чеки, чтобы прокормить семьи.

Читайте так же:  Назначение материнского капитала на улучшение жилищных условий

Для выкупа ваучеров у населения начинается эмиссия, что приводит к росту количества денег на валютном рынке.

Все это способствовало покупке ценных бумаг и акций государственных предприятий и активов элитой страны.

Процесс, по мнению экономистов, изначально был противоречивым. Приватизация не имела нужной юридической базы, в законах было множество прорех и лазеек. Ряд социалистических стран имел опыт по переходу к рыночной экономике путем передачи государственных компаний в частные руки. Но ни в одном государстве процесс не шел одновременно с разрушением плановой экономики.

Лоббистские группы защищали определенных лиц и собственников, содействовали в передаче им управления и присвоении права собственности на крупные активы.

Изображение - Что такое ваучерная приватизация proxy?url=https%3A%2F%2F03-pravo.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F01%2FTASS_17766232-e1548399467212

Обнищавшее население страны, не понимая, как воспользоваться чеком, стало пытаться выручить за него хоть что-то. Продав ваучер дельцам, на полученные средства можно было прожить некоторое время.

Человек мог отдать свой ваучер в финансовую пирамиду – ЧИФ. Многие из них просто служили для скупки и изъятия чеков у населения. Большинство таких компаний развалились через несколько лет.

Если у человека было много ваучеров, то он мог участвовать в аукционах по приобретению ценных бумаг государственных предприятий.

Элита государства заведомо «отобрала» у населения выданные ваучеры, скупив через доверенные лица и дельцов. Население никто не информировал, что делать с приватизационными чеками, их просто скупали за бесценок.

Это была задуманная акция, в противном случае, ваучеры бы сделали персонифицированными, были бы ограничения к их продаже и передаче.

Для скупки чеков были организованы специальные инвестиционные фонды (ЧИФы), которые обещали людям огромные прибыли. Это печально известные «МММ-инвест», «Хопер-инвест» и т. д.

Изображение - Что такое ваучерная приватизация proxy?url=https%3A%2F%2F03-pravo.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F01%2F1427871743_d5b23b3553-e1548399599702

Те люди, кто не продавал приватизационные чеки или купили много акций, но были невыгодны государству, просто обманули.

Например, в 90-е годы мощным предприятием был РАО «Норильский никель», потом у него появилась дочерняя организация ГМК «Норильский никель». Людям предложили обменять акции РАО на ГМК, кого-то обманули, кого-то принудили, и они не смогли претендовать ни на участие в управлении, ни на доходы организации.

Обычные акционеры из простого народа не могли управлять предприятием и принимать решения. Дополнительно была произведена переоценка активов организаций. Активы, перешедшие в собственность граждан, получили заниженную стоимость.

Начались незаконные передачи пакетов акций влиятельным лицам.

Сотрудники, работающие на предприятии, имели преимущество при выкупе акций своего предприятия. Для отказа от чеков и скупки шло давление на людей с целью контроля основного пакета акций.

Ваучер можно было реализовать только за 2 года. Люди, не зная, куда его вложить продавали его скупщикам или несли в ЧИФы. Инвестиционные фонды банкротились, растворяясь с ваучерами населения. Потом чеки перетекали в карманы угодных влиятельных лиц.

На счетах банков государство размещает валютные поступления федерального бюджета. Банковские структуры начинают кредитовать государство на условиях передачи в залог или доверительного управления акциями главных предприятий страны.

Результатом ваучерной приватизации стал переход государственных организаций, земель и недр в частные руки.

Изображение - Что такое ваучерная приватизация proxy?url=https%3A%2F%2F03-pravo.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F01%2F2834384По данным экспертов:

  • Более 20 млн чеков до сих пор не использованы
  • Около 25 млн чеков пропали в финансовых пирамидах (ЧИФах)
  • 40 млн чеков находится в активах предприятий (в том числе, фирм-банкротов, которые не выдают людям дивиденды)
  • 61 млн чеков проданы или скуплены через посредников, но их обладатели неизвестны

Путем ваучерной приватизации дельцы, ставшие в дальнейшем олигархами, получили во владение 35% всех государственных активов. Наиболее известны из них: Березовский, Дерипаска, Фридман, Чубайс.

По подсчетам специалистов, Чубайс приватизировал около 300 организаций за 1994 год. В период с 1992 по 1994 год перешло в частные руки более 130 000 государственных предприятий.

Через подставные фирмы иностранные компании приватизировали несколько крупных предприятий оборонного комплекса РФ. При этом выкуплены акции компаний были по цене в 150 раз меньше рыночной.

За время реформ 90-х годов и приватизации экономике был нанесен непоправимый ущерб. Большинство государственных активов было продано по цене в десятки и сотни раз ниже рыночных.

Только 2, 5% населения получило доступ к ваучерным аукционам и получило возможность приобрести ценные бумаги.

Из-за гиперинфляции в процессе приватизации население фактически лишилось своих накоплений.

Руководство страны способствовало переходу от командной экономики к рыночным механизмам. Больше государство не являлось регулирующей монополией.

После ваучерной приватизации в стране появились новые собственники, но многие из них не имели реального опыта управления и финансового планирования. Это были люди, которые не понимали производственных процессов, стандартов качества. Для них самым важным стало извлечение прибыли.

Читайте так же:  Правила вкладов в балтинвестбанке

Переход государственной собственности в частные руки критиковали и в 90-е годы, и сейчас. Основные претензии к проводимой программе: слабая законодательная база, слишком быстрый переход, ослабление центральной власти. Из-за проведения приватизации началась коррупция, а собственники, как социальная прослойка, так и не появились.

Для получения права собственности был произведен обман населения, давление, рейдерство и другие нечистоплотные методики.

Многие экономисты считают, что политическая элита сговорилась с бизнесменами, которые стали за пару лет олигархами.

Выбранный курс привел к следующим последствиям:

  • «Шоковый» переход от одной рыночной модели к другой
  • Формирование олигархической прослойки
  • Объединение активов, власти и криминала
  • Утрата доверия населения, падение авторитета власти
  • Сокращение объемов производства в ряде отраслей
  • Продажа государственных организаций по заниженным ценам.

На нашем сайте вы можете задать абсолютно любой интересующий вас вопрос юристу или адвокату независимо от тематики и сложности обращения. Объединив юристов-профессионалов, оказывающих бесплатные юридические консультации, и людей, которые ищут ответы на вопросы правовой тематики, мы стали незаменимым помощником для тысяч людей по всей стране. Онлайн юридическая консультация – это удобный способ получить необходимую информацию по всем юридическим вопросам и практические советы по их решению.

В силу положений части I статьи 48 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантирована квалифицированная юридическая помощь. Все юридические консультации проводятся в рамках Федерального закона №324 от 21 ноября 2011 года “О бесплатной юридической помощи”.

Ваучерный период приватизации в России 1990-х гг. был ее первым аккордом. Этот этап также называют «народным», так как благодаря чекам в стране появилось около 40 миллионов акционеров. Ваучерная модель была полна противоречий и юридических изъянов, приведшими к неравномерному перераспределению собственности в стране.

В 1992 – 1994 гг. в России проводилась ваучерная приватизация. Идеологами экономических реформ она рассматривалась как первый этап передачи государственной собственности в частные руки. Формы, цели, варианты и конкретные пути приватизации были определены в специальных документах. Это были государственные программы, принятые в 1992 и 1993 гг.

В них провозглашались основные цели приватизации. Они сводились к формированию слоя частных собственников, которые должны были помочь властям создать рыночную экономику. Считалось, что ваучерная приватизация поможет повысить эффективность деятельности предприятий. Средства, поступившие из рук граждан в казну, планировалось потратить на развитие социальной инфраструктуры. Все вышеописанное должно было содействовать процессу стабилизации экономического положения в Российской Федерации. Кроме того, ваучерная приватизация могла привлечь иностранные инвестиции содействовать демонополизации хозяйства страны и создать конкурентную среду.

Согласно программе, государственное имущество было поделено на несколько групп. Это были предприятия, ваучерная приватизация которых была запрещена, объекты, которые подвергались приватизации согласно решению правительства России. В другую категорию входили заводы, подлежащие незамедлительной и обязательной приватизации.

Изображение - Что такое ваучерная приватизация proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F37650%2F252153%2F33882

Правительство предусмотрело четыре способа приватизации, с помощью которых государственные предприятия должны были быть отданы в частные руки: коммерческий конкурс, аукцион, аренду с правом выкупа и акционирование. Последний метод и был связан с ваучерами. Согласно новому законодательству, каждый гражданин Российской Федерации приобретал именной счет. На него зачислялись деньги, которыми оплачивалась приватизация государственных предприятий.

Приватизационный чек, или ваучер, стал использоваться на территории России в начале 1992 года. Именно эти государственные ценные бумаги принимали в уплату за долю в приватизированном имуществе. Согласно закону, каждый российский гражданин имел право получить только один ваучер. Эти бумаги обладали ограниченными срок действия (3 года с момента выпуска). Каждый приватизационный чек имел номинальную стоимость, равную 10 тысячам недоминированных рублей. При этом продажа и покупка этих бумаг объявлялась свободной, а их реальная цена определялась по соглашению участников сделки. Накануне приватизации совокупность предприятий страны была оценена в 1,400 миллиардов рублей. Количество выпущенных ваучеров было определено, исходя из этой цифры.

С самого своего начала приватизация в России приняла противоречивый характер. Ее формат был расплывчатым и обладал множеством юридических дыр. Кроме того, хотя некоторые страны уже имели опыт приватизации после крушения плановой и централизованной экономики, таких ее масштабов как в России нигде еще не было. Правительство и Верховный Совет долго не могли договориться о том, как государственные предприятия будут передаваться в частные руки. Кроме того, на формат продажи повлияли лоббистские группы, стремившиеся защитить интересы определенных бизнесменов и крупных собственников.

Суть ваучерной приватизации не нравилась главным идеологам строительства рыночной экономики – Егору Гайдару и Анатолию Чубайсу. Тем не менее 3 июля 1991 года закон об использовании именных счетов все-таки был принят. Ваучерная приватизация в России приобрела множество недостатков, самый весомый из которых – уязвимость к коррупции. У сотрудников предприятий были преимущественные права на выкуп акций. Как показал опыт, «красные директора» часто давили на работников, перекупая у них чеки и захватывая контроль над крупным имуществом. Также они могли добиться необходимых для себя результатов голосования во время собрания акционеров трудового коллектива.

Читайте так же:  Что говорит верховный суд о материнском капитале

Изображение - Что такое ваучерная приватизация proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F37650%2F252153%2F33883

Все этапы приватизации на крупных и средних предприятиях умещались в два шага. Первым проводилось акционирование завода или фабрики и преобразование в новые открытые акционерные общества. В корне менялась организационная и правовая форма предприятия. После этого происходил выпуск акций, распределявшихся между его сотрудниками согласно их ваучерам. Это были члены трудового коллектива и руководство. Также часть акций могла попасть в руки внешних юридических и физических лиц. Пропорции этого распределения определялись самим коллективом трудящихся. В некоторых случаях определенный пакет акций оставался в муниципальной или государственной собственности. Если это происходило, то в такие общества назначались представители Российской Федерации или ее субъектов.

В каждом конкретном случае трудовые коллективы по-своему решали, что делать с имуществом – выделять из его состава отдельные предприятия или объединять их в группы, таким образом создавая большие компании. Они становились холдингами и владели контрольным пакетом акций. Считалось, что именно работники лучше всего решат судьбу своих предприятий. Они были заинтересованными лицами (в экономической теории есть аналогичное понятие – «stakeholders»), и являлись не просто отстраненными равнодушными наблюдателями, которые видели в заводе только имущество. И тем не менее эффективных предпринимателей из простых рабочих не получилось. Сказалась неприсобленность народных масс к новым рыночным условиям.

Изображение - Что такое ваучерная приватизация proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F37650%2F252153%2F33884

В 1992 – 1994 гг. около 40 миллионов человек в России стали акционерами, а еще миллион – малыми бизнесменами. Поэтому в обиходе закрепилось понятие «народной приватизации». Обычно так называют самый первый период перераспределения собственности в России 1990-х гг.

Безвозмездное распределение ваучеров оказалось эффективным только в первые месяцы реформ. Вскоре стала ясной невозможность оценить реальную рыночную стоимость этих бумаг. Сказывалась неразвитость рыночных отношений и зачаточное состояние фондового рынка. Стоимость одного ваучера могла колебаться от нескольких рублей до тысяч рублей в зависимости от конкретного предприятия и конъектуры.

Рядовые акционеры почти не имели возможности управлять делами акционерного общества, даже несмотря на то что формально собственность распределялась равномерно. Кроме того, в 1992 году была проведена переоценка капитала всех приватизируемых предприятий. Изъян был в том, что она осуществлялась без учета инфляции. Таким образом собственность получила заниженную оценку, что только облегчило ее переход в руки «красных директоров» и других менеджеров, вовремя осознавших собственное привилегированное положение.

Фактически из-за непродуманности механизма обращения и выпуска ваучеров разные группы населения оказались на неравных стартовых позициях в гонке за приватизированным имуществом. Очень быстро это привело к криминализации экономических отношений. Например, частыми стали негласные и нелегальные передачи пакетов акций различным влиятельным чиновникам, хотя они не имели права участвовать в покупке ценных бумаг.

При повальном масштабе приватизации государство почти не извлекло из нее выгоды. В 1993 году доход от коммерческого использования муниципальных предприятий составил меньше процента от всех доходов казны. Ожидаемые иностранные инвестиции так и не приходили. Зарубежные бизнесмены опасались нести деньги на рынок, где царил «дикий капитализм», царствовала преступность, а закон был бессилен.

Изображение - Что такое ваучерная приватизация proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F37650%2F252153%2F33885

Всего за период приватизации за приватизационные чеки было продано около 16 тысяч предприятий. К середине 1994 года в результате ваучерных сделок в частной собственности оказалось 70% промышленности страны. Также была передана большая часть объектов малой приватизации. В эту категорию входило 85 тысяч магазинов, кафе, ресторанов и т. д. Малая приватизация в большинстве регионов России завершилась к концу 1994 года. К тому же сроку на базе крупных и средних предприятий было создано около 20 тысяч акционерных обществ.

Государство предоставляло трудовым коллективам несколько вариантов льгот. Большая их часть (75%) предпочла выбрать контрольный пакет акций. Считалось, что эта форма собственности поможет избежать установления внешнего постороннего контроля над предприятиями. Тем не менее преимущества данного варианта очень быстро свелись на нет, из-за того, что акции скупались администрацией. Около трети всех ваучеров было перепродано за бесценок с помощью чековых инвестиционных фондов (ЧИФ). Они заключили сделки с 22 миллионами граждан (около 15% населения России). Внесенные в ЧИФы ваучеры практически не дали никаких дивидендов из-за того, что эти краткосрочные организации быстро прекращали свое существование. Поэтому, как правило, работники становились акционерами лишь на короткий период. Кроме того, владение одной-единственной бумагой нигде и никогда не делало человека реальным совладельцем предприятия.

Изображение - Что такое ваучерная приватизация proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F37650%2F252153%2F33886

Главным итогом ваучерной приватизации был переход от командно-административной экономики к рыночной модели. Государство утратило монополию в большинстве сфер народного хозяйства. Широкомасштабный процесс продлился всего два года. Такая внезапность не могла обойтись без потрясений. Недаром реформы начала 90-х до сих пор называют «шоковой терапией». Ваучеры оказались эффективным средством уничтожения прежде существовавшей экономико-социальной системы. Разрушение прежних основ не могло сопровождаться ростом экономики.

Читайте так же:  Суть задолженности по кредиту

Когда ваучерный этап приватизации закончился, в стране появились частные собственники, однако почти никого из них нельзя было отнести к ответственным и эффективным предпринимателям. Новые владельцы, скупившие предприятия за бесценок, могли прийти «со стороны», не имея ни малейшего представления о реалиях отрасли. Часто предприниматели заботились только о получении прибыли, в то время как качество услуг и производства их вообще не беспокоило. Конечно, были и исключения, но принципиально нового и весомого класса собственников западного образца в России не появилось и не могло появиться в столь короткие сроки.

Летом 1994 года начался новый этап приватизации – денежный. Он должен был сгладить недостатки и исправить ошибки, которые были совершены при выпуске и продаже ваучеров. В правительстве надеялись, что платная приватизация приведет к управлению предприятиями эффективных и ответственных предпринимателей. Затем последовали залоговые аукционы, которые, ко всему прочему, закрепили появление новой прослойки олигархии.

Изображение - Что такое ваучерная приватизация proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F37650%2F252153%2F33887

Все формы приватизации, в том числе и ваучерная, подвергались критике как в 90-е гг., так и сейчас. Одной из самых частых претензий является обвинение в слишком быстром проведении передачи имущества в частную собственность. Фактически приватизация в России прошла без какой-либо подготовки государственных институтов и на зыбкой законодательной базе. Во-вторых, после раздела имущества заметно ослабла федеральная власть. Произошла эрозия общественного порядка, начался рост коррупции. В-третьих, так и не появился класс реальных собственников. Почти все приватизированное имущество перешло к новым хозяевам посредством воровских и нечистоплотных способов.

Всему этому способствовала порочность ваучерных механизмов. Реформаторы стремились как можно быстрее порвать с коммунистическим прошлым, что привело к печальным последствиям. Другие критики попросту обвиняют инициаторов экономических преобразований в преступности и сговоре с бизнесменами, сколотившими состояние из ничего посредством обмана простых граждан.

Была ли альтернативная программа приватизации? Критики часто говорят о том, что она должна была происходить медленно, по мере появления рыночных институтов. Для честного раздела советского наследия предлагалось продлить государственный контроль над приватизируемым имуществом. Еще в последние годы СССР много обсуждалась модель аренды с правом выкупа. Этот способ мог бы эффективно заменить эпопею с ваучерами, однако к нему так и не обратились.

Изображение - Что такое ваучерная приватизация proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F37650%2F252153%2F33888

У политики Гайдара и Чубайса есть и свои защитники. Рассуждая о невозможности постепенных реформ, они часто апеллируют к той сложной обстановке, в которой оказалась экономика, когда началась ваучерная приватизация. Годы планов, пятилеток, перекосов в бюджете, раздутого ВПК в советскую эпоху привели к тому, что меры необходимо было принимать срочно. Без моментальной перестройки экономики страна могла столкнуться с опасностью голода, социальной напряженности и в худшем случае – гражданской войны. Именно поэтому реформаторы, обладавшие реальной властью в конце 1991 – 1992 гг., решили использовать ваучеры, хотя и Гайдар, и Чубайс поначалу были сторонниками плана постепенной приватизации с использованием привычных денег.

Еще в 1987 г. был принят Закон СССР о государственном предприятии. Это был эпохальный документ. Он зафиксировал фактическую независимость трудовых коллективов заводов (а фактически директоров) от государства. Позже это явление получило название «спонтанной приватизации». Под этим эвфемизмом скрывался переход собственности в руки тех, в чьих руках она была на момент принятия закона. Когда было положено начало ваучерной приватизации, власть новой России уже не имела влияния на жизнь многих предприятий, которые формально еще были государственными, но на самом деле уже стали вотчиной «красных директоров».

Еще одним важным законом, принятым еще в советское время в 1988 году, был Закон о кооперативной деятельности. Этот документ подсказал, как можно удобно и легально растащить государственную собственность. На предприятиях создавались кооперативы, которые стали заниматься самыми эффективными видами деятельности своего завода, фабрики и т. д. Их главы для своей наживы использовали разницу между своими рыночными и общими государственными ценами. Разница оседала в кармане директора – фактического хозяина кооператива. Таким образом, проведение ваучерной приватизации лишь закрепило те порядки, которые уже существовали в последние советские годы экономического хаоса и разрухи.

Изображение - Что такое ваучерная приватизация 345457456344556
Автор статьи: Алина Соколова

Добрый день. Меня зовут Алина, уже более 6 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима обязательная консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here