Главные положения закона о несостоятельности (банкротстве)

Сегодня предлагаем статью на тему: "главные положения закона о несостоятельности (банкротстве)", написанную простым и доступным языком. Все вопросы задавайте в комментариях после статьи или нашему дежурному юристу.

Несостоятельность или так называемое банкротство представляет собой неспособность должника рассчитаться по своим долгам перед заемщиком в установленный срок, а также отсутствие возможности удовлетворить требования бюджета и внебюджетных фондов.

Согласно ФЗ о банкротстве объявить о несостоятельности может только арбитражный суд на основании заявления кредиторов либо сам заемщик. Банкротом может быть только юридическое лицо или любая организация, занимающаяся коммерческой деятельностью, кроме предприятий казенного типа, пенсионного или благотворительного фонда.

Федеральный Закон (ФЗ) о банкротстве юридических лиц предполагает ликвидацию предприятия только после попытки восстановить платежеспособность юридического лица путём проведения предупредительных мероприятий. Целью данных процедур, в первую очередь, является расчет со всеми кредиторами и бюджетом, а во вторую очередь – полное восстановление платежеспособности.

Действия по предупреждению банкротства имеют смысл только в случае согласия предприятия-должника и могут быть инициированы кредиторами, государственными органами и пр. Согласно ФЗ о банкротстве основанием для подачи заявления в арбитражный суд считается:

Нет видео
Видео (кликните для воспроизведения).

– наличие просроченной задолженности со сроком не менее, чем три месяца;

– неспособность организации рассчитаться по своим долгам в ближайшее время.

Должник обязан уведомить всех своих кредиторов о проведении предупредительных мероприятий. При соблюдении всех требований судья в течение пяти дней со момента подачи рассматривает заявление и выносит окончательное решение.

Сначала для помощи предприятию в восстановлении его платежеспособности арбитражный суд вводит управляющего, который выполняет наблюдательную и контрольную функции. Спустя месяц управляющий предоставляет отчет о проделанной работе.

При необходимости законодательные нормы редактируются соответственно современным тенденциям и нормам. Так, например, были введены в ФЗ о несостоятельности (банкротстве) изменения, предполагающие расширение перечня мероприятий, направленных на удовлетворение требований кредиторов.

Максимальный срок слушания дела о банкротстве не должен превышать семимесячный срок. На основании проведенных исследований принимается решение о признании должника банкротом. Может вводиться такая мера, как конкурсное производство, финансовое оздоровление или внешнее управление. Причем на каждой стадии может быть заключено мировое соглашение по обоюдному соглашению сторон при полном расчете по всем обязательствам с кредиторами.

Главной задачей арбитражного суда является не объявление ликвидации юридического лица, а в соответствии с ФЗ о банкротстве предоставление помощи предприятию, попавшему в затруднительную ситуацию. Ликвидация проводится только после того, как все вышеперечисленные мероприятия не принесли должного результата. Тогда деятельность управляющего будет направлена на удовлетворение требваний кредиторов и государственных органов. Рассмотрение дела может быть отложено на основании ходатайства должника, если в ближайшее время он планирует погасить всю имеющуюся у него задолженность.

Как правило, введение внешнего управления дает надежду на получение значительного эффекта. Через месяц внешний управляющий должен предоставить отчет о проделанной работе и информацию о перспективах дальнейшего проведения мероприятий. После полного удовлетворения требований кредиторов и бюджета оценивается перспективность юридического лица, то есть целесообразность его существования. Арбитражный судья выносит вердикт: либо констатирует невозможность дальнейшей деятельности, либо фиксирует положительную тенденцию временного управления и позволяет юридическому лицу возможность продолжать свою деятельность с новыми силами.

Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)»: аспекты, нюансы и доработки

С октября текущего года в силу вступает исправленный Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)”. Понятие несостоятельности (банкротстве) включает в себя невозможность выполнить запросы кредиторов оплатив работы и услуги, выплачивать налоговые отчисления в силу превосходства обязательств над располагаемыми активами.

Банкротство – это подтвержденная судом неспособность организации удовлетворить все возникшие обязательства по платежам перед кредиторами, государством, контрагентами, внебюджетными фондами, страховыми компаниями и тд.Изображение - Главные положения закона о несостоятельности (банкротстве) proxy?url=http%3A%2F%2Ffinanskrug.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F03%2Fdfgfg

Устранение и ликвидация предприятий, которые не стремятся к эффективности и стабильности, а лишь набирают себе долги – цель банкротства. Для того чтобы достичь эту цель, кредиторы, партнеры, финансовые и специализированные органы «объединяются» для однонаправленных действий против организации.

Федеральный закон предусматривает следующие признаки банкротства:

  1. Счет на оплату был выставлен, и организация в течение трех месяц не в состоянии оплатить его;
  2. Долг перед кредиторами свыше 100 тыс. рублей.

Размер финансовой задолженности будет зафиксирована арбитражным судом в тот момент, когда был подан иск, единственное условие: все выполняется согласно законодательству. Сумма долга в иностранной валюте конвертируется по ставке ЦБ РФ.

Основными издержками банкротства является:

  1. Прямые затраты – комиссии третьим лицам в течение рассмотрения заявки, они невозвратные;
  2. Косвенные затраты – снижение стоимости реализованной продукции почти в два раза, существенные потери для акционеров.

Банкротство – это определенный закономерный процесс, не имеющий случайного характера, существует интересная взаимосвязь: при гибели трех компаний зарождается одна новая. Чаще всего банкротства производят в первые три года существования фирмы. Только 20% выживают после пары лет функционирования. Это ведет, несомненно, к убыткам акционеров, инвесторов, и к неустойчивости экономики.Изображение - Главные положения закона о несостоятельности (банкротстве) proxy?url=http%3A%2F%2Ffinanskrug.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F03%2Ffxcg

Правовое регулирование этого процесса поможет обойти проблемы и столкновение мнений не только кредиторов и должника, но и с государственным аппаратом.

Когда речь заходит о банкротстве, стоит не забывать, что с нынешнего года выпущен закон о банкротстве граждан. Т.е если это неспособность физических лиц, не занятых индивидуальным предпринимательством, выплатить свои обязательства перед кредиторами.

Он может быть признан таковым, в случае:

  1. Гражданин не погашает свои задолженности перед кредиторами;
  2. Десятая часть долга не выплачена в течение месяца;
  3. Задолженность превышает стоимость имущества;
  4. Долг свыше 500 тысяч рублей.

Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя – основание, при котором ИП не может удовлетворить денежные задолженности перед кредиторами и контрагентами. Объявить организацию банкротом может лишь суд, но подать заявление вправе:

  1. ИП;
  2. Кредитор, контрагент должника;
  3. Уполномоченная служба (налоговая).
Читайте так же:  Какие существуют методы анализа вероятности банкротства

Перед рассмотрением заявки, суд должен удостоверить в наличии регистрации статуса ИП до подачи заявления, в противном случае заявление будет аннулировано. Как только будут проведены все проверки, и суд убедится в правдивости банкротства, он вынесет решение. Признав индивидуального предпринимателя банкротом, он теряет данный статус, и все лицензии. Также ситуация ведет к утере возможности зарегистрироваться снова в течение 12 месяцев.

Нет видео
Видео (кликните для воспроизведения).

Стоит не забывать: любое предприятие стремится к сокращению своих расходов, порой и не совсем законными путями – фиктивное банкротство одно из таких явлений. Ведь несостоятельность бывает не только реальной, но и преднамеренной, умышленной. Т.е предприниматель, основываясь на интересах третьих лиц, делает свое предприятия неплатежеспособным, представляя его банкротом.Изображение - Главные положения закона о несостоятельности (банкротстве) proxy?url=http%3A%2F%2Ffinanskrug.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F03%2Fdxgzs

Если организация объявила себя банкротом, то по расчетам с контрагентами и другими лицами ему предоставляется отсрочка или рассрочка платежей. Такое нарушение ведет за собой административную и уголовную ответственность всех лиц, участвующих в совершении данного деяния.

В реальности, большинство, опасаясь за жизнь организации и свою репутацию, погашают долги, а, значит, освобождают себя от ответственности, до начала суда. Однако, пойдя нечестным путем, организация может обвинить в преступлении совершенно невиновных: экономистов, бухгалтеров, помощников.

Фиктивное банкротство предусматривает множество последствий: останавливаются начисления штрафов, требуется уплатить все обязательства, накладывается запрет на подписание договора об отчуждении активов. Этот процесс доставляет много неприятностей как государству, банкам, так и контрагентам.

Руководитель компании-банкрота не несет личных финансовых обязательств, если имущества не хватает даже на зарплату конкурсному управляющему — КС РФ

Изображение - Главные положения закона о несостоятельности (банкротстве) proxy?url=https%3A%2F%2Fdolgofa.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F08%2Fzadolzhennost-po-ispolnitelnomu-listu-150x113

Конституционный суд РФ дал уточнение ряду норм по делам о банкротстве в части порядка взыскания процессуальных издержек с руководителя организации-банкрота при судебных разбирательствах.

Слушание дела о проверке конституционности ряда положений Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ и ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» состоялось 22 января 2019 года. Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба гражданина Виктора Нужина — руководителя обанкротившейся компании ООО ССК «СМУ-1».

Арбитражный суд Республики Мордовия в 2009 году по заявлению налоговой инспекции признал банкротом зарегистрированное в Саранске ООО ССК «СМУ-1». Было открыто конкурсное производство, назначен арбитражный управляющий. Имущества организации не хватило для выплаты последнему вознаграждения.

Тогда управляющий через суд добился соответствующего возмещения от налогового органа как от заявителя по делу о банкротстве.

В свою очередь, налоговый орган обратился в суд общей юрисдикции с иском к В.Нужину как к бывшему директору ООО ССК «СМУ-1», потребовав взыскать с В.Нужина убытки, понесенные истцом (налоговым органом). Требования налогового органа были удовлетворены. Впоследствии решение было оставлено без изменения вышестоящими судами.

После вынесения данных решений В.Нужин обратился в КС РФ с целью оспаривания норм, которые он во взаимосвязи считает неконституционными.

По мнению В.Нужина, данные положения в совокупности позволяют взыскивать с руководителя организации-должника (при нарушении им обязанности обратиться с заявлением о признании должника банкротом), судебные расходы, понесенные налоговым органом, инициировавшим дело о банкротстве.

Рассмотрев жалобу, отмечает пресс-служба суда, КС РФ постановил, что защита имущественных прав, включая права требования, должна осуществляться с учетом баланса интересов всех участников: собственников, кредиторов, должников. Меры, предусмотренные законом «О несостоятельности (банкротстве)» и Гражданским кодексом РФ, призваны предотвратить банкротство и восстановить платежеспособность должника, а при признании должника банкротом — обеспечить интересы кредиторов. Существующая обязанность руководителя должника подать заявление о банкротстве в арбитражный суд направлена на защиту интересов кредиторов, и сама по себе не может нарушать конституционные права граждан.

«Расходы на проведение процедур в деле о банкротстве и на выплату арбитражному управляющему возмещаются за счет имущества должника. Однако если этого имущества недостаточно или его нет, затраты обязан погасить заявитель (в том числе — уполномоченный орган, и тогда траты возлагаются на бюджет РФ). Значит, кредитор изначально должен обоснованно рассчитывать на экономический успех, имея в виду, что возможность взыскать средства с руководителя организации не может стимулировать запуск процедуры банкротства при недостаточном имуществе должника», — говорится в материалах пресс-службы суда.

При этом суд подчеркивает, что факт замещения должности руководителя должника не свидетельствует о его виновности, а возникновение у уполномоченного органа расходов не должно автоматически признаваться следствием действий этого руководителя.

Уполномоченный орган, отметил КС РФ, также вправе не подавать заявление о банкротстве, если это повлечет лишь напрасные расходы. Банкротство — сложный, ресурсоемкий процесс, который не должен возбуждаться лишь формально.

Оценка имущества должника для покрытия расходов, по мнению суда, должна осуществляться не только заявителем, но также арбитражным судом и управляющим. Это предотвращает возникновение убытков, в том числе и из бюджета РФ. Соответственно, возложение этих убытков в полном объеме только на руководителя должника не отвечало бы критериям справедливости и соразмерности. Без исследования всех обстоятельств и ненадлежащих действий других лиц невозможно однозначно установить, что убытки у уполномоченного органа связаны лишь с противоправным поведением руководителя, подчеркивает суд.

На указанных основаниях КС РФ счел дела В.Нужина подлежащими пересмотру.

Использованы материалы Новостной ленты «Интерфакс»

Новый закон регулирует весь спектр отношений, возникающих в связи с банкротством. Прежде всего, в нем определяются критерии и признаки банкротства, основания применения к должнику соответствующих процедур. Специфической чертой закона является включение в него не только норм материального права, но и большое количество норм процессуального характера, в частности требования к заявлению о признании банкротом, о подсудности дел, о видах процессуальных документов и т.д.

Анализ любого общественного явления, в том числе и банкротства, предполагает определение его участников. Поскольку в данной работе проводится анализ банкротства только юридических лиц, необходимо более подробно рассмотреть тот круг лиц, которые попадают под действие закона о банкротстве.

Согласно Гражданскому Кодексу РФ банкротом может быть признано юридическое лицо, гражданин, коммерческая организация, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда.

Читайте так же:  Можно ли отсудить наследство, если есть завещание

Из только что приведенного понятия вопрос о банкротстве коммерческих организаций решен однозначно, поскольку в Кодексе четко очерчен перечень их организационно-правовых форм. Однако встает вопрос о некоммерческих организациях, действующих в иных формах, чем потребительский кооператив и благотворительный или иной фонд. Исходя из положений Кодекса некоммерческие организации могут образовываться в организационно-правовых формах не только, предусмотренных ГК РФ, но и другими законами. Так Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» уже дополнил их перечень двумя новыми формами: некоммерческим партнерством и автономной некоммерческой организацией. Сравнив, например, такие две организационно-правовые формы как благотворительный фонд и автономную некоммерческую организацию, можно сделать вывод, что по всем существенным юридическим параметрам они совпадают.

И что же следует, что благотворительный фонд можно признать банкротом, а автономную некоммерческую организацию нет? Это несправедливо. Данный подход является не совсем удачным. Законодателям, видимо, стоило либо в Гражданском Кодексе четко определить перечень форм некоммерческих лиц, либо указать, что возможность банкротства новых форм может определятся в законе, регулирующем их деятельность.

В качестве основного признака банкротства новый закон избрал критерий неплатежеспособности, состоящий в неспособности удовлетворить требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Дело о банкротстве юридического лица может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей. Таким образом, российский закон кроме факта неплатежей и временного их отрезка устанавливает и минимальную задолженность. Аналогичный подход содержит законодательство Англии (там минимальная задолженность составляет 750 фунтов стерлингов), в отличие от права Франции, где достаточно формального признака несостоятельности – прекращения платежей.

В настоящее время указанная сумма является не очень значительной, поэтому недобросовестные фирмы могут воспользоваться сложившейся ситуацией для устранения конкурентов, несмотря на достаточно сложную процедуру признания должника несостоятельным.

В отличии от старого закона, действующий закон предусматривает лишь один способ признания должника несостоятельным: по решению арбитражного суда.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают: должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган.

Процедура признания должника банкротом рассчитана на случай большого количества кредиторов. При отсутствии этого условия, когда имеется всего один кредитор, имеет смысл решать возникшую проблему в порядке искового производства.

К основным группам мер при рассмотрении дела о банкротства юридического лица относят: предварительные процедуры (досудебная санация, наблюдение), восстановительные процедуры (финансовое оздоровление и внешние управление), ликвидационные процедуры (конкурсное производство), мировое соглашение [6] .

Следует отметить, что в реальной (а не декларируемой) рыночной экономике, как правило, никто, в том числе и кредиторы, не заинтересованы в ликвидации предприятия. Поэтому и в нашем законодательстве главная цель, преследуемая в процедурах банкротства, заключается в сохранении производства, недопущении массовой безработицы (в том числе и скрытой).

Основные положения фз о несостоятельности банкротстве

Основные положения фз о несостоятельности банкротстве

Изображение - Главные положения закона о несостоятельности (банкротстве) proxy?url=http%3A%2F%2Fbankrot2018.ru%2Fimages%2Fosnovnye-polozhenija-fz-o-nesostojatelnosti_1

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

— неспособность предприятия рассчитаться по своим задолженности м в последнее время.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Поначалу для помощи предприятию в восстановлении его платежеспособности арбитражный трибунал вводит управляющего, который делает наблюдательную и контрольную функции. Спустя месяц управляющий предоставляет отчет о проделанной работе.

Основные положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

Рост цен также сформировывает определенные инфляционные ожидания, что увеличивает инфляционную составляющую номинальных процентных ставок и дивидендов. Рост цен на сырье и материалы, обгоняющий рост цен готовой продукции компаний, наращивает при иных равных критериях кредиторскую задолженность предприятия , что может востребовать дополнительного кредитования и, в конечном счете, такового конфигурации структуры обязанностей предприятия , которое поднимает среднюю цена пассивов.

1. Реальное банкротство охарактеризовывает полную неспособность предприятия вернуть в дальнейшем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных утрат применяемого капитала. Как правило это является следствием несведущей работы управленческого состава, постепенному спаду производства, ухудшению финансового состояния предприятия , развитию неплатежеспособности, и, как следствие, высочайшему риску банкротства, часто приводящему к юридической репредприятия предприятия .

Фед-ый закон — о несостоятельности (банкротстве): аспекты, нюансы и доработки

  1. ИП;
  2. Кредитор, контрагент должника;
  3. Уполномоченная служба (налоговая).
  1. Прямые издержки – комиссии третьим лицам в течение рассмотрения заявки, они безвозвратные;
  2. Косвенные издержки – понижение цены реализованной продукции практически вдвое, значительные утраты для акционеров.

Главные положения закона — О несостоятельности (банкротстве)

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

Закон «О несостоятельности (банкротстве)» №127 облегчил

БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА

не только лишь положение банков, не вынуждая их ждать длинный срок, а после обращаться к коллекторам, а также положение заёмщиков.

Неспособность должника оплачивать свои долги перед кредиторами в установленный срок, невозможность оплачивать экономные требования и заносить платежи во внебюджетные фонды определяется сег.Ня понятием банкротства либо несостоятельностью.

О банкротстве людей говорится в главе 10.

В заявлении следует также привести данные о неминуемых издержек (на проживание, питание и пр.).

Главным признаком банкротства является последующее событие.

В случае взыскания налога за счет имущества (активов) налогоплательщика-предприятия либо налогового агента — предприятия обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества (активов) налогоплательщика-предприятия либо налогового агента — предприятия и погашения задолженности налогоплательщика-предприятия либо налогового агента — предприятия за счет вырученных сумм.

Читайте так же:  Как создать онлайн заявку на кредит наличными в птб банке

Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и городка федерального значения Севастополя см. Фед-ый закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Текст Федерального закона размещен в “Парламентской газете” от 2 ноября 2002 г. N 209-210, в “Русской газете” от 2 ноября 2002 г. N 209-210, в Собрании законодательства Русской Федерации от 28 октября 2002 г. N 43 ст. 4190

Которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;

В отношении которых введена процедура банкротства;

И что все-таки следует, что благотворительный фонд можно признать несостоятельным (банкротом) , а автономную некоммерческую компанию нет? Это несправедливо. Данный подход является не совершенно удачным. Законодателям, видимо, стоило или в Штатском Кодексе верно найти список форм некоммерческих лиц, или указать, что возможность банкротства новых форм может обусловятся в законе, регулирующем их деятельность.

Анализ хоть какого публичного явления, в том числе и банкротства, подразумевает определение его участников. Так как в данной работе проводится анализ банкротства только юридических лиц, нужно более тщательно разглядеть тот круг лиц, которые попадают под действие закона о банкротстве.

Основные положения фз о несостоятельности банкротстве

Лежит презумпция, согласно которой участник имущественного оборота (юридическое

Экстремальных критериях им приходится работать.

Банкротство предприятия БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ ДОСТУПНЫ ДЛЯ ВСЕХ ГРАЖДАН ПО УКАЗАННЫМ НОМЕРАМ ТЕЛЕФОНОВ ИЛИ В РЕЖИМЕ ЧАТА Фед-ый закон О…

Статья 5 Фед-ый закон О несостоятельности (банкротстве) Фед-ый закон N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2018 ФЗ «О банкротстве» в…

Статья 5 Фед-ый закон О несостоятельности (банкротстве) Фед-ый закон N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 2018 ФЗ «О банкротстве» в…

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Основные положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»

Во всех странах процесс банкротства регулируется специально издаваемыми законодательными актами и правительственными документами. В Российской Федерации основной такой акт – Федеральный Закон Российской Федерации от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».

В соответствии с данным законом устанавливаются основания признания должника несостоятельным (банкротом) или должник объявляет о своей несостоятельности (банкротстве), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, проведения внешнего управления и конкурсного производства и другие отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

В соответствии с действующим законодательством под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанности по уплате платежей.

Признаки банкротства: Гражданин (юридическое лицо) считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанность не исполнены им в течение 3-х месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и (для гражданина) если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Рассмотрение дела о банкротстве:

  • 1. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.
  • 2. Дело о банкротстве может быть возбуждено при условии, что требования к юр. лицу в совокупности составляют не менее 100 тысяч руб., к гражданину – не менее 10 тысяч руб., а также имеются определенные признаки банкротства.

Правом на обращение в суд с заявлением о признании банкротства обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.

Данный закон регулирует также порядок и условия осуществления мер по предупреждению банкротства, а также порядок проведения процедур банкротства:

  • – досудебная санация – меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства;
  • – наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведение анализа финансового состояния должника, составление реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
  • – финансовое оздоровление применяется к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
  • – внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство применяется к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

– мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.

Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятий:

В своем развитии процесс банкротства проходит несколько стадий: скрытую стадию, стадию финансовой неустойчивости и явное (очевидное) банкротство.

На скрытой стадии банкротства происходит незаметное снижение цены предприятия, что может означать либо снижение его прибыльности, либо увеличение средней стоимости обязательств. Снижение прибыльности происходит под воздействием различных причин – внутренних (снижение качества управленческих решений) и внешних (проявление общего ухудшения условий предпринимательства).

Рост процентных ставок и требования вкладчиков также определяется различными факторами, среди которых можно выделить инфляционное ожидание, усиление различных типов вложений.

Рост цен также формирует определенные инфляционные ожидания, что повышает инфляционную составляющую номинальных процентных ставок и дивидендов. Рост цен на сырье и материалы, обгоняющий рост цен готовой продукции предприятий, увеличивает при прочих равных условиях кредиторскую задолженность предприятия, что может потребовать дополнительного кредитования и, в конечном счете, такого изменения структуры обязательств предприятия, которое поднимает среднюю стоимость пассивов.

На стадии финансовой неустойчивости начинаются трудности с наличностью, появляются ранние признаки банкротства: резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах. Нежелательным являются резкие изменения любых статей баланса в любом направлении. Однако особую тревогу должно вызывать резкое уменьшение денежных средств на счетах; увеличение дебиторской задолженности (резкое снижение также говорит о затруднениях со сбытом, если сопровождается ростом запасов готовой продукции); разбалансирование дебиторской и кредиторской задолженности; увеличение кредиторской задолженности (резкое снижение, при наличии денег на счетах, также говорит о снижении объемов деятельности); снижение объемов продаж (резкое увеличение тоже неблагоприятно, т.к. в этом случае банкротство может наступить в результате последующего разбалансирования долгов, если последует непродуманное увеличение закупок, капитальных затрат).

Читайте так же:  В чём суть формирования ликвидационной комиссии

На третьей стадии предприятие не может своевременно оплачивать долги, и банкротство становится юридически очевидным. Банкротство проявляется как несбалансированность денежных потоков. Предприятие может стать банкротом как в условиях отраслевого роста, даже бума, так и в условиях отраслевого торможения и спада. В условиях резкого подъема возрастает конкуренция, а при спаде падают темпы роста.

Явные внешние признаки несостоятельности проявляются на третьей стадии развития банкротства. На первой и второй стадиях возникают внутренние (скрытые) признаки несостоятельности, характеризующие неблагоприятную финансовую ситуацию. Именно в этот период необходимо провести диагностику кризисного состояния предприятия, наметить меры по улучшению его финансового состояния и выводу из кризиса.

Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Изображение - Главные положения закона о несостоятельности (банкротстве) proxy?url=https%3A%2F%2Flegalquest.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2010%2F12%2Fobshhie-polozheniya-o-bankrotstve-yuridicheskix-lic01

Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Признаки несостоятельности (банкротства):

  • наличие денежного обязательства должника долгового характера;
  • неспособность юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения;
  • наличие задолженности не менее 100 тыс. руб.;
  • официальное признание несостоятельности арбитражным судом.

Из числа юридических лиц банкротами не могут быть объявлены только казенные предприятия и учреждения, по долгам которых их учредители несут субсидиарную ответственность, а также политические партии и религиозные организации, которые, будучи некоммерческими организациями, обычно не являются активными участниками предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 65 ГК РФ, п. 2 ст. 1 Закона о банкротстве).

Несостоятельность может быть признана в судебном порядке либо объявлена самим должником. Судебное признание банкротства возможно как по требованию кредиторов (в том числе уполномоченных государственных органов, например налоговых), так и по заявлению самого неплатежеспособного должника. В предусмотренных законом случаях руководитель должника обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 9 Закона о банкротстве). Таким образом, как объявление банкротом, так и последующая ликвидация юридического лица могут быть как принудительными (по судебному решению), так и добровольными (по решению самого банкрота, принятому совместно с его кредиторами в соответствии с п. 2 ст. 65 ГК РФ).

В силу указаний ст. 30 Закона о банкротстве учредители (участники) должника, а в предусмотренных законом случаях и органы публичной власти должны принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций, в том числе меры, направленные на восстановление платежеспособности должника при наличии признаков его банкротства. Речь может идти о реорганизации должника, продаже части его имущества, закрытии убыточных производств, смене руководства, а также об оказании прямой финансовой поддержки и тому подобных мероприятиях. При непринятии названными лицами предупредительных мер возможна их субсидиарная ответственность по долгам должника в соответствии с п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве.

При рассмотрении дела о банкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедуры:

  1. наблюдение;
  2. финансовое оздоровление;
  3. внешнее управление;
  4. конкурсное производство;
  5. мировое соглашение.

Наблюдение за деятельностью должника вводится арбитражным судом после проверки обоснованности требований заявителя (кредитора) к должнику либо после принятия к производству заявления самого должника об объявлении его банкротом. Для его осуществления суд утверждает временного управляющего, который, однако, не заменяет руководителя и другие органы должника при выполнении их функций (но вправе ходатайствовать перед судом об отстранении руководителя должника от его должности). В этот период приостанавливается производство и исполнение по всем делам, связанным с обращением взыскания на имущество должника, а денежные требования к нему могут предъявляться лишь в конкурсном порядке. Кроме того, должнику запрещается удовлетворение требований своих участников о выделе им доли в его имуществе или выплате ее стоимости в связи с их выходом из состава участников, а также выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам (п. 1 ст. 63 Закона о банкротстве).

Цель этих мер очевидна: сохранение имущества должника для соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов. Поэтому в период наблюдения органы управления должника не вправе совершать ряд сделок без письменного согласия временного управляющего, а также не могут принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, его участии в иных юридических лицах, выплате дивидендов и размещении эмиссионных ценных бумаг, так как это также может ущемить интересы кредиторов. Лишь акционерное общество — должник вправе в этот период увеличить свой уставной капитал путем размещения по закрытой подписке дополнительных обыкновенных (голосующих) акций за счет вкладов своих участников или третьих лиц, поскольку это способствует улучшению его имущественного положения. Изображение - Главные положения закона о несостоятельности (банкротстве) proxy?url=https%3A%2F%2Flegalquest.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2010%2F12%2Fobshhie-polozheniya-o-bankrotstve-yuridicheskix-lic02

Если должнику удалось восстановить платежеспособность и ликвидировать просроченную задолженность, возможно решение кредиторов об обращении в суд с предложением об отказе в признании должника банкротом. Допустимо также принятие решения о заключении мирового соглашения кредиторов с должником. Если этого не произошло, кредиторы обращаются в арбитражный суд с ходатайством о применении других (кроме наблюдения) процедур банкротства: введении финансового оздоровления или внешнего управления либо признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. С даты применения по решению суда одной из названных процедур наблюдение прекращается.

По окончании срока финансового оздоровления арбитражный суд по ходатайству собрания кредиторов рассматривает его результаты и принимает решение либо о прекращении производства по делу о банкротстве (при полном погашении задолженности и отсутствии или необоснованности жалоб кредиторов), либо о введении внешнего управления или об открытии конкурсного производства (п. 6 ст. 88 Закона о банкротстве).

Внешнее управление вводится арбитражным судом на срок не более 18 месяцев, но может быть продлено еще не более чем на 6 месяцев (а по ходатайству собрания кредиторов или внешнего управляющего этот срок может быть сокращен). На период внешнего управления вводится мораторий — отсрочка удовлетворения требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам. Одновременно судом утверждается внешний управляющий, который управляет делами должника, поскольку к нему переходят полномочия руководителя и других органов должника (последние сохраняют лишь право принимать решения об увеличении уставного капитала должника, в том числе путем размещения дополнительных акций, а также о замещении его активов или о продаже предприятия должника как имущественного комплекса) (ст. 94 Закона о банкротстве).

Читайте так же:  Можно ли поменять ребенку фамилию без согласия отца после развода

Внешний управляющий разрабатывает план внешнего управления и представляет его на утверждение собранию кредиторов. План должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника, в частности перепрофилирование производства и закрытие нерентабельных производств, продажу части имущества или предприятия должника, увеличение его уставного капитала, замещение активов должника путем создания на базе его имущества открытого акционерного общества и др. Внешний управляющий управляет и распоряжается имуществом должника в соответствии с указанным планом, реализует предусмотренные им меры и информирует о результатах собрание кредиторов. При этом крупные и некоторые другие сделки внешний управляющий вправе заключать лишь с предварительного согласия собрания (комитета) кредиторов. Он вправе отказаться от исполнения должником некоторых заключенных сделок, препятствующих восстановлению его платежеспособности или носящих заведомо убыточный характер (п. 2 ст. 102 Закона о банкротстве).

По результатам своей деятельности внешний управляющий предоставляет отчет собранию кредиторов. В зависимости от этих результатов кредиторы принимают решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством: либо о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника (в этом случае внешний управляющий будет производить последующие расчеты с кредиторами определенной очереди), либо о прекращении производства по делу о банкротстве (в связи с удовлетворением всех требований кредиторов), либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Возможно и заключение мирового соглашения кредиторов с должником. После этого внешнее управление считается завершенным. При прекращении производства по делу о банкротстве или при открытии конкурсного производства полномочия внешнего управляющего прекращаются.

Конкурсное производство открывается с момента судебного признания должника банкротом и вводится сроком на один год с возможностью продления не более чем на 6 месяцев (пп. 1 и 2 ст. 124 Закона о банкротстве). Конкурсное производство, в отличие от рассмотренных выше реабилитационных процедур банкротства, относится к ликвидационным процедурам, влекущим прекращение деятельности юридического лица — банкрота. С этого момента считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника (что уравнивает требования всех кредиторов независимо от сроков их возникновения) и одновременно прекращается начисление пени (неустоек) и процентов по всем видам его задолженности. Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований отдельными кредиторами и исполнение в их пользу теперь допускаются только в порядке конкурса (конкурсный иммунитет) (п. 1 ст. 126 Закона о банкротстве).

Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом переходят к конкурсному управляющему (а полномочия органов управления и собственника имущества должника соответственно прекращаются). Он вправе требовать признания недействительными совершенных должником сделок и расторжения заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, а также принимать иные меры по возврату имущества должника (п. 3 ст. 129 Закона о банкротстве).

Конкурсный управляющий обязан опубликовать сведения об открытии конкурсного производства в отношении должника, провести инвентаризацию имущества должника и привлечь для его оценки независимого оценщика, принять все меры по обеспечению сохранности имущества должника и анализировать его финансовое состояние. При наличии достаточных оснований он обязан также предложить собранию кредиторов обсудить вопрос о переходе к реабилитационной процедуре внешнего управления и о прекращении конкурсного производства. Изображение - Главные положения закона о несостоятельности (банкротстве) proxy?url=https%3A%2F%2Flegalquest.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2010%2F12%2Fobshhie-polozheniya-o-bankrotstve-yuridicheskix-lic03

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий представляет собранию (комитету) кредиторов предложения о порядке, сроках и условиях продажи этого имущества, а затем приступает к его продаже на открытых торгах. Имущество должника, которое предназначено для удовлетворения требований кредиторов, составляет конкурсную массу. В нее не включается только имущество, изъятое из оборота, и имущественные права, связанные с личностью должника (ст. 131 Закона о банкротстве).

По завершении расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет суду отчет с приложением реестра требований кредиторов (с указанием размера погашенных требований) и документов, подтверждающих продажу имущества и погашение требований кредиторов. После рассмотрения отчета управляющего арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, которое является основанием для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица — должника. С момента внесения такой записи в указанный реестр (т.е. государственной регистрации) конкурсное производство считается завершенным, а юридическое лицо — ликвидированным.

Банкротство отдельных видов юридических лиц обладает некоторыми особенностями, предусмотренными законодательством. Так, при банкротстве градообразующих организаций допускается введение внешнего управления под поручительство публично-правового образования по обязательствам должника (ст. 171 Закона о банкротстве); при банкротстве сельскохозяйственных организаций другие сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства могут получать преимущественное право приобретения объектов недвижимости, используемых для сельскохозяйственного производства (п. 3 ст. 177 Закона о банкротстве) и т.д. Определенные особенности имеются также при банкротстве банков, страховых компаний и иных финансовых организаций (ст. 180 — 189 Закона о банкротстве), стратегических предприятий и организаций (ст. 190 — 196 Закона о банкротстве), субъектов естественных монополий (ст. 197 — 201 Закона о банкротстве).

Изображение - Главные положения закона о несостоятельности (банкротстве) 345457456344556
Автор статьи: Алина Соколова

Добрый день. Меня зовут Алина, уже более 6 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима обязательная консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here