Как совершается государственное регулирование отношений несостоятельности

Сегодня предлагаем статью на тему: "как совершается государственное регулирование отношений несостоятельности", написанную простым и доступным языком. Все вопросы задавайте в комментариях после статьи или нашему дежурному юристу.

Государственное регулирование отношений несостоятельности (банкротства)

несостоятельность банкротство рыночный

Банкротство – объективно один из основных механизмов развитой рыночной экономики. В России этот механизм был введен впервые после десятилетий централизованного управления народным хозяйством.

Сегодня многие российские предприятия являются неплатежеспособными, поэтому регулирование отношений несостоятельности (банкротства) является одной из актуальных проблем российской экономики.

Первым шагом на пути законодательного регулирования несостоятельности стало принятие Закона РФ от 19 ноября 1992 г. №3929-I «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (ныне утратившего силу), который ввел в российскую экономику нового участника процесса банкротства – арбитражного управляющего.

Пятилетняя практика применения этого акта выявила множество его недостатков, что послужило причиной разработки и принятия Федерального закона от 8 января 1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а 03 декабря 2002 года вступил в действие новый Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» №127-ФЗ от 26 октября 2002 года, в соответствии с которым в рамках процедур банкротства суд назначает арбитражного управляющего, если должник не может рассчитаться с кредиторами.

Нет видео
Видео (кликните для воспроизведения).

Тип производства оказывает решающее влияние на особенности организации производства, его экономические показатели, структуру себестоимости (в единичном производстве высока доля живого труда, а в массовом – затраты на ремонтно-эксплуатационные нужды и содержание оборудования), разный уровень оснащенности.

Действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему нормативных актов, основанием которой являются положения ГК РФ.

Данные положения можно разделить на три группы:

  • – нормы ГК, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);
  • – нормы, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) – ст. 64 ГК (об очередности удовлетворения требований кредиторов), ст. 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника – юридического лица указания либо иным образом определять его действия) и др.;
  • – нормы, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц.

Банкротство крупной корпорации затрагивает не только интересы должника и кредитора, но и интересы государства, местных органов власти, больших групп людей, работающих на предприятиях должника, его контрагентов. Все это породило множество определений понятия банкротства и несостоятельности, при этом основной акцент делается на регламентацию механизмов взаимодействия кредиторов и должников.

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон «О несостоятельности» 2002 г.

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Понятия «несостоятельность» и «банкротство» используются Законом как синонимы, однако многие ученые неоднократно высказывали мнение о необходимости дифференциации этих категорий, полагая, что банкротство – уголовно-правовая сторона несостоятельности (которая может и отсутствовать), иными словами, банкротство – это несостоятельность, сопряженная с уголовно наказуемыми действиями, направленными на причинение вреда должнику или кредиторам.

Отношения несостоятельности (банкротства) – предмет регулирования конкурсного права и соответственно предмет изучения науки конкурсного права. Конкурсное право как правовой институт может быть определено как система норм, регулирующих отношения между должником, не исполняющим свои обязательства, его кредиторами и третьими лицами.

Понятие «несостоятельное предприятие» также как и понятие «управление несостоятельными предприятиями» неразрывно связаны между собой в связи с тем, что управление несостоятельными предприятиями является одной из главных проблем экономики и законодательства не только экономически развитых стран, но и стран с переходной экономикой, к которым в настоящее время относится и Россия. В российском федеральном законодательстве введены некоторые понятия для однозначного определения участников и самой процедуры банкротства. Однако, они нуждаются в дополнении, в частности, таким понятием как управление несостоятельным предприятием.

Несостоятельное предприятие (банкрот) – предприятие, находящееся в состоянии банкротства.

Банкротство предприятия (юридического лица) – признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей).

Управление несостоятельными предприятиями – последовательное осуществление управляющих воздействий с целью вывода предприятия из кризисного состояния.

Механизм несостоятельности – судебная процедура признания должника банкротом.

Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Под должником подразумевается – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся не способными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного законодательством.

Под кредиторами, понимаются лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам (об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору).

Читайте так же:  Делится ли квартира по дарственной при разводе особенности процедуры

Под конкурсными кредиторами, понимаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия. Свои споры они решают посредством обращения в арбитражный суд, который выступает в качестве посредника-арбитра между сторонами.

Закона «О несостоятельности (банкротстве)» определяет условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, устанавливает очередность удовлетворения требований кредиторов. Закон создает правовую основу для принудительной или добровольной ликвидации несостоятельного предприятия, если проведение реорганизационных процедур экономически нецелесообразно или они не дали положительного результата.

В соответствии с Законом в отношении должника применяются следующие процедуры:

  • – реорганизационные;
  • – ликвидационные;
  • – мировое соглашение.

Реорганизационные процедуры включают внешнее управление имуществом должника, финансовое оздоровление, наблюдение и санацию.

Нет видео
Видео (кликните для воспроизведения).

К ликвидационным процедурам относятся:

  • – принудительная ликвидация предприятия-должника по решению арбитражного суда;
  • – добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов. Ликвидация предприятия-должника осуществляется в процессе конкурсного производства.

Банкротство является ведущим институтом развитой рыночной экономики. Институт банкротства выполняет ряд важнейших функций на макро и микроуровне. На макроэкономическом уровне он снижает уровень хозяйственных рисков в экономике путем ликвидации неэффективных производств; обеспечивает перераспределение промышленных активов в пользу эффективно хозяйствующих предприятий; развивает конкурентную среду. На микроуровне его функции реализуются в защите прав кредиторов, обеспечении финансовой дисциплины, повышении надежности кредитного обращения; проведении реорганизации предприятий и их финансовой реструктуризации; повышении качества корпоративного управления, перераспределении собственности в пользу «эффективных» владельцев, смене неквалифицированных менеджеров, внедрении рациональной системы управления на предприятиях.

Введение

Рассматривая понятие несостоятельности (банкротства) в действующем законодательстве России, следует признать, что, оно, с одной стороны, дано достаточно традиционно, а с другой – обладает определенной спецификой.

Банкротство, как механизм оздоровления экономики, давно уже стало одним из основных инструментов регулирования рыночной экономики. Банкротство, безусловно, радикальная мера. Это последняя возможность сохранить ту или иную организацию от полной ее ликвидации путем передачи управления неплатежеспособной организацией от неэффективного собственника – собственнику эффективному.

С другой стороны, банкротство – это цивилизованный правовой способ восстановить (хотя бы частично) имущественные права кредиторов, пострадавшие в результате неплатежеспособности должника.

В России процедура банкротства все еще не отработана в полной мере, что часто вызывает разногласия сторон и конфликты. Мнения по поводу необходимости проведения процедуры банкротства полярны, начиная от таких, как: «банкротство – панацея от большинства бед российской экономики» (возможность обанкротить неплательщиков, сменить неэффективных собственников и оставить только действительно работающие предприятия), и заканчивая такими: «банкротство нужно немедленно запретить, так как этот процесс попросту губит отечественное производство».

В настоящее время законодательство о несостоятельности является одной из наиболее дискуссионных областей права, поэтому анализ правового регулирования несостоятельности, изучение тенденций в данной области, а также основных категорий несостоятельности являются весьма актуальными.

В современном российском законодательстве понятие несостоятельности (банкротства) вводится положениями Закона «О несостоятельности (банкротстве)» 2002 г., где указывается, что несостоятельность (банкротство) есть признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2). Сфера применения Закона о несостоятельности 2002 г. распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

В данной курсовой работе будет рассмотрено понятие банкротства и упрощенных процедур банкротства.

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение и исследование упрощенных процедур банкротства юридических лиц, а задачей – выявление аспектов, требующих изменения, дополнения или введения.

Государственное регулирование банкротства

Существующие государственные системы правового регулирования несостоятельности отличаются друг от друга теми конкретными целями, которые ставит перед собой законодатель. Эти цели могут быть самыми разнообразными, к примеру:

· увеличение возврата средств, полученных в ходе реабилитационных мероприятий или ликвидации должника, в интересах всех сторон;

· спасение бизнеса жизнеспособного предприятия (и (или) юридического лица);

· справедливое распределение средств между сторонами;

· осуществление мер по реструктуризации предприятия в период до банкротства и т.д.

Действующее российское законодательство о несостоятельности (банкротстве) представляет собой сложную систему правовых норм, основанием которой, безусловно, являются положения ГК РФ. Данные положения можно разделить на три группы:

· нормы ГК РФ, непосредственно регулирующие несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей (ст. 25) и юридических лиц (ст. 65);

· нормы ГК РФ, содержащие специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) – ст. 64 (об очередности удовлетворения требований кредиторов), 56, 105 (о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника – юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства) и др.;

· нормы ГК РФ, непосредственно не затрагивающие отношения несостоятельности (банкротства), но имеющие определяющее значение для решения вопросов, возникающих в связи с несостоятельностью (банкротством) юридических лиц (например, положения, регулирующие организационно-правовые формы юридических лиц, вопросы ответственности за нарушение обязательств и т.д.).

Читайте так же:  Пенсия в мвд особенности выплат в настоящее время

Центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (см. приложение), задачами которого являются, с одной стороны, исключение из гражданского оборота неплатежеспособных субъектов, а с другой – предоставление возможности добросовестным предпринимателям улучшить свои дела под контролем арбитражного суда и кредиторов и вновь достичь финансовой стабильности. В этом смысле институт банкротства служит гарантией социальной справедливости в условиях рынка, одним из основных элементов которого является конкуренция.

Кроме того, в систему законодательства, регулирующего несостоятельность (банкротство), входят: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», а также иные нормативные акты. К числу последних, в частности, следует отнести постановление Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 «О регулирующем органе, осуществляющем контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих», постановление Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства», постановление Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. N 586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации» и др.

Вопросам несостоятельности посвящены также и некоторые судебные акты – Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 15 августа 2003 г. N 74 «Об отдельных особенностях рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», постановление Пленума ВАС РФ от 8 апреля 2003 г. N 4 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», постановление Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» и др.

Понятие банкротства

Рассмотрение понятия упрощенных процедур банкротства возможно только в контексте рассмотрения понятия банкротства.

Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

1. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (денежное обязательство – обязанность должника уплатить кредитору определенную сумму по гражданско – правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию) и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

2. Гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:

· размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги;

· суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником;

· размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения;

· размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением:

– обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

– обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

– обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам;

– обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;

· размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.

Не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника, следующие суммы:

· подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени);

· проценты за просрочку платежа;

· убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства;

· иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

Важную роль среди общих положений о банкротстве занимают его процедуры (так называемый процессуальный плюрализм).

Воздействие на должника на различных этапах процесса о несостоятельности осуществляется с помощью различных мер, прямо предусмотренных законом. Первоначально, на этапе возбуждения производства по делу, это обеспечительные меры (наложение арестов на имущество должника, отстранение его от управления, анализ и установление финансового положения должника и др.); при наличии возможности восстановления платежеспособности должника – это восстановительные меры (меры по перепрофилированию производства, продаже предприятия должника, меры, осуществляемые в рамках моратория на удовлетворение требований кредиторов, меры по признанию ряда сделок должника недействительными и т.д.) и, наконец, ликвидационные меры, применяемые на основании решения о признании должника несостоятельным (банкротом), направленные на выявление дебиторской задолженности должника, формирование конкурсной массы, ее реализации, а также меры по удовлетворению требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренной законодательством)[12].

Читайте так же:  Как разделить автомобиль после развода

Таким образом, процедуры несостоятельности (банкротства) представляют собой предусмотренную законодательством совокупность мер в отношении должника, направленных на восстановление его платежеспособности или ликвидацию.

Процедура банкротства может включать в себя следующие стадии:

В действующем Законе о банкротстве 2002 г. восстановительные процедуры подразделяются на два вида – досудебную санацию и судебную санацию (финансовое оздоровление и внешнее управление). Следует признать, что вряд ли можно считать успехом законодателя объединение различных по содержанию и целям процедур. Ведь восстановительные процедуры – это не процедуры банкротства, а процедуры, направленные на его предотвращение. Важным является то, что меры по предупреждению банкротства следует применять до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Инициатива по оздоровлению должника может исходить от кредиторов либо иного лица по соглашению с должником. Однако финансовая и иная помощь может иметь место лишь с согласия должника.

Следует также учесть, что перечень возможных мер по предотвращению банкротства в законе не содержится. По смыслу законодателя к таким мерам следует отнести в первую очередь оказание финансовой помощи должнику (как на возмездной, так и на безвозмездной основе), предоставление инвестиций под гарантии (залог, поручительство) учредителя (учредителей) должника, собственников имущества унитарного предприятия, организационные меры по укреплению управления неплатежеспособных должников и др.

Характер мероприятий досудебной и судебной санации (внешнего управления) существенно различается.

Досудебная санация представляет собой оказание финансовой помощи в размере, достаточном для восстановления платежеспособности должника, т.е. необходимом для погашения задолженности по денежным обязательствам и обязательным платежам. Соглашением о предоставлении финансовой помощи может быть предусмотрено принятие на себя должником или иными лицами определенных обязательств в пользу лиц, предоставивших финансовую помощь. Проведение досудебной санации предприятий за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов может иметь место согласно соответствующим положениям федерального бюджета и бюджета государственных внебюджетных фондов.

Данные процедуры носят общий характер.

Указанные процедуры направлены, прежде всего, на максимальное удовлетворение прав кредиторов. При этом законодателем поставлено во главу угла восстановление платежеспособности предприятия-должника.

Государственное регулирование отношений несостоятельности и процессов финансового оздоровления

Критическая фаза развития, которую сегодня переживает наша страна, привела к формированию качественно нового рынка — рынка банкротств. Его развитие мало изучено и вызывает большое количество вопросов и споров. Он характеризуется появлением различных интересов между собственниками, кредиторами предприятий, трудовыми коллективами, менеджерами высшего звена и конкурентами, а также отношениями, возникающими между ними.

Институт банкротства в России, как уже было сказано выше, начал развиваться с ноября 1992 г., т.е. после принятия Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий». Практика его применения на начальном этапе экономических преобразований в стране была осложнена тем, что коммерческие кредиторы для реализации своих интересов оказались не готовы применять процедуры банкротства к несостоятельным должникам. Любой кредитор в монополизированной структуре российской экономики начала 90-х гг. с трудом решал вопрос о том, что если сегодня обанкротить должника, то с кем работать завтра. В результате число арбитражных процессов по делам о банкротстве в 1993—1994 гг. было ничтожно малым и не соответствовало реальным потребностям российской экономики. В то же время, почувствовав безнаказанность, недобросовестные организации преднамеренно не выплачивали долги, что в результате привело к неплатежам во всем национальном хозяйстве.

Кроме того, вскоре после принятия Закона о банкротстве стало очевидно, что полномасштабная реализация процедур несостоятельности, соответствующая фактическому финансовому состоянию российских предприятий, повлечет такие негативные социальные последствия, при которых у государства может не оказаться необходимых ресурсов для решения возникающих в связи с этим проблем. К тому же своевременное выявление кризисных симптомов в финансовом состоянии организаций и осуществление комплекса мер, направленных на предотвращение их реального банкротства, может привести к существенно меньшим последствиям, как в социальном, так и в экономическом аспекте.

Государство не могло не принимать участие в процессах банкротства и в решении связанных с ними проблем, поскольку их последствия неизбежно затрагивают его интересы и влияют на политическую и экономическую стабильность общества. Государство должно осуществлять регулирование и контроль этих процессов, располагая для этого необходимыми ресурсами и организационными возможностями.

В 1993 г. было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России (ФУДН(б)), основными задачами которого стали разработка и осуществление комплекса мер, направленных на эффективную реализацию законодательства о несостоятельности, а также на предотвращение негативных последствий реальных банкротств предприятий и организаций. ФУДН(б) имело ведомственную принадлежность, поэтому представляло интересы государства как собственника таких государственных предприятий и акционерных обществ, в капитале которых доля Российской Федерации превышала 25%. Кроме того, оно обладало полномочиями для решения поставленных перед ним задач, во многом вытекавшими из приватизационного законодательства либо его симбиоза с законодательством о несостоятельности. ФУДН(б) также было поручено представлять интересы Российской Федерации как кредитора по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды при рассмотрении дел о банкротстве организаций независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм.

Читайте так же:  Пенсия после 80 лет, или как в россии заботятся о долгожителях

С конца 1993 г. началось развитие правового регулирования внесудебных процедур предупреждения несостоятельности. На этой правовой основе ФУДН(б) была развернута работа по мониторингу финансового состояния предприятий и организаций и профилактике их банкротств. Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» было введено понятие «неплатежеспособность» и утверждена система критериев для признания предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса, которая не предусматривала дифференцированного подхода к предприятиям в зависимости от их отраслевой принадлежности, длительности производственного цикла и других факторов.

В систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса, позволившую выделить «больные» предприятия и явившуюся основанием для разработки дальнейших мер по отношению к этим предприятиям в рамках внесудебных процедур, входят следующие показатели:

Ø коэффициент текущей ликвидноститл), характеризующий способность покрыть имеющуюся краткосрочную задолженность оборотными активами:

Изображение - Как совершается государственное регулирование отношений несостоятельности proxy?url=https%3A%2F%2Fhelpiks.org%2Fhelpiksorg%2Fbaza9%2F26887510322.files%2Fimage035

Ø коэффициент обеспеченности собственными средствамиосс), отражающий способность предприятия покрыть собственными средствами необходимые для осуществления производственно­го процесса оборотные средства:

Изображение - Как совершается государственное регулирование отношений несостоятельности proxy?url=https%3A%2F%2Fhelpiks.org%2Fhelpiksorg%2Fbaza9%2F26887510322.files%2Fimage037

Ø коэффициент восстановления (утраты) платежеспособностив(у)), отражающий способность предприятия восстановить или утратить свою платежеспособность за определенный срок:

Изображение - Как совершается государственное регулирование отношений несостоятельности proxy?url=https%3A%2F%2Fhelpiks.org%2Fhelpiksorg%2Fbaza9%2F26887510322.files%2Fimage039

где Ктл.ф — фактическое значение Ктл на конец отчетного периода;

Ктл.н — значение Ктл на начало отчетного периода;

Ктл.норм. — нормативное значение, равное 2;

П — период восстановления (утраты) платежеспособности (принимает значение, равное 3, при установлении возможной утраты платежеспособности или значение, равное 6, при возможности восстановления платежеспособности организаций), мес.;

Т — отчетный период в мес.

Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия — неплатежеспособным является наличие на конец отчетного периода значений хотя бы одного из двух первых или обоих коэффициентов, указанных выше, — текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами — ниже нормативного значения неплатежеспособности.

В России были введены специфические критерии неплатежеспособности в целях ускорения процесса приватизации. Их введение связано с тем, что в РФ недостаточная ликвидность предприятий часто была обусловлена государственными долгами перед организациями, объемами неплатежей в масштабах всей страны или спровоцирована конкурентами и кредиторами. Это не способствовало повышению эффективности и социально-экономической значимости производства.

Основное отличие процесса признания предприятия неплатежеспособным от процесса банкротства заключается в отсутствии судебного разбирательства. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО; ранее — ФУДН(б)) была наделена полномочиями, позволяющими принимать решения о дальнейшей судьбе предприятий независимо от внешних признаков несостоятельности, изложенных в Законе о банкротстве. Таким образом, в России в условиях массовой неплатежеспособности наряду с судебными процедурами признания предприятий несостоятельными в середине 90-х гг. XX в. развивался более приемлемый процесс воздействия на такие предприятия — через внесудебные процедуры.

Перечень внесудебных процедур (см. рис. 10.5) был регламентирован подзаконными актами, введенными в 1994—1995 гг., и относился к неплатежеспособным государственным предприятиям, а также к акционерным обществам, доля государства, в уставных капиталах которых превышала 25%.

Изображение - Как совершается государственное регулирование отношений несостоятельности proxy?url=https%3A%2F%2Fhelpiks.org%2Fhelpiksorg%2Fbaza9%2F26887510322.files%2Fimage040

Рис 8.5 Типы внесудебных процедур

Процедура оказания государственной финансовой поддержки, определенная постановлением Правительства № 498, направлена на восстановление платежеспособности или поддержание эффективной хозяйственной деятельности предприятий, а также финансирование реорганизационных или ликвидационных мероприятий. При этом обязательным условием для подготовки решения о государственной финансовой поддержке предприятия является наличие плана финансового оздоровления, а также возвратность средств по истечении срока санационных мероприятий. Безвозвратное финансирование предоставляется исключительно на содержание объектов социальной сферы, возмещение убытков предприятиям, у которых нет возможности покрыть затраты на производство товаров (работ, услуг), на компенсацию издержек по восстановлению платежеспособности казенных предприятий, проведению ликвидационных процедур при недостаточности средств от продажи имущества должников.

Как отмечалось выше, на ФСФО России были возложены следующие функции: государственное регулирование отношений несостоятельности и процессов финансового оздоровления, представление интересов государства как кредитора и собственника, проведение государственной политики по предупреждению банкротств и реструктуризации неплатежеспособных организаций, разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства. Ее задачи обобщенно представлены на рис. 8.6. ФСФО России осуществляет возложенные на нее функции и полномочия непосредственно и через свою систему межрегиональных территориальных органов, а также агентств на территориях соответствующих субъектов Федерации.

Рис.8.6. Основные направления деятельности ФСФО России (до принятия нового закона о несостоятельности (банкротстве) в 2002г.

Институт банкротства — неотъемлемая часть рыночной экономики, принципиальным условием существования которой является сформированная конкурентная экономическая среда. В условиях конкуренции всегда существуют более сильные и успешные лидеры, а также аутсайдеры, которые стали таковыми по объективным и субъективным причинам. Вместе с тем экономика представляет собой систему, где отдельные предприятия связаны между собой технологическими и производственными цепочками. Звеньями таких цепочек служат предприятия, выступающие одновременно потребителями и поставщиками своей продукции, дебиторами и кредиторами. В случае если в каких-то звеньях зарождаются и усиливаются кризисные явления, возникает напряжение по всей цепи, и это может неблагоприятно отразиться на экономике в целом. Прежде всего оно вызывает трудности, разрывы, «закупоривание» товарных и финансовых потоков. Предприятия начинают испытывать нехватку финансовых ресурсов. Они не в состоянии своевременно отвечать по своим обязательствам, накапливают долги, вынуждены снижать выпуск продукции и т.п.

Читайте так же:  Способы оформления осаго по европротоколу

В том, чтобы трудности и противоречия решались цивилизованными методами, заинтересованы практически все субъекты рыночной экономики:

  • кредиторы желают удовлетворения своих требований;
  • поставщики и потребители не хотят терять партнеров, с которыми налажены деловые связи;
  • для собственников и персонала кризисного предприятия важно, чтобы предприятие продолжало функционировать;
  • государство стремится сохранить налогоплательщика и работодателя во избежание социальных конфликтов.

Вместе с тем если трудности предприятия вызваны неумением собственников квалифицированно организовать хозяйственную деятельность, производственный процесс, то общество заинтересовано в том, чтобы неэффективный собственник был заменен на такого, который сумеет правильно и четко сформулировать цели и задачи предприятия, нанять квалифицированных менеджеров, способных наладить эффективную хозяйственную деятельность предприятия.

Еще одна задача регулирования отношений несостоятельности заключается в защите бизнеса при временных трудностях, в том числе и от неквалифицированного руководства. Если можно восстановить финансовую устойчивость бизнеса в достаточно короткий срок, сохранить рабочие места, хозяйственные связи и обеспечи поступление налогов и т.п., то нельзя допустить «растаскивания» имущественного комплекса кредиторами.

Все означенные выше проблемы в рыночной экономике решаются с помощью института банкротства.

Правовую основу функционирования института банкротства составляют законы и подзаконные акты, методические указания и правила, направленные на эффективное проведение процедур банкротства.

Организационной основой функционирования института банкротства являются судебная система (арбитражные суды), арбитражные управляющие, их саморегулируемые организации (СРО), государственные регулирующие и уполномоченные органы, высшие учебные заведения и иные обучающие организации, осуществляющие подготовку арбитражных управляющих.

Важнейшая составная часть функционирования института банкротства — финансовые основы. Процедуры банкротства, включая судебные издержки и вознаграждение арбитражного управляющего, обычно производятся за счет средств должника. В законодательстве о банкротстве предусмотрено, что досудебная санация в целях финансового оздоровления может проводиться за счет средств кредиторов и иных лиц, а также посредством финансирования из бюджетов различных уровней. В связи с этим создание привлекательных условий для вложения частного капитала в институты банкротства и антикризисного управления в целом является важной задачей государственного регулирования данной сферы.

В начальном периоде развития института банкротства в новой России в 1990-е гг. XX в. было учреждено Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе России (ФУДН России) — особый государственный орган по делам о банкротстве, который прошел хотя и короткую, но довольно яркую историю своего развития.

В 1997 г. этот орган был преобразован в Федеральную службу России по делам о несостоятельности (банкротстве) (ФСДН России), а в 1998 г. — в Федеральную службу по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России), ликвидированную в 2004 г. в ходе структурных преобразований Правительства Российской Федерации.

В указанный период к основным функциям государственного органа по делам о банкротстве относились:

  • проведение государственной политики в сфере предупреждения банкротства организаций;
  • осуществление государственного регулирования в сфере банкротства;
  • представление интересов государства как собственника и как кредитора в делах о банкротстве;
  • исполнение контроля по соблюдению дисциплины платежей и расчетов.

Такое совмещение функций и задач представлялось целесообразным на этапе, когда цивилизованные отношения в сфере банкротства только формировались и общество привыкало к тому, что институт банкротства становится важным субъектом рыночной экономики, частью обычной жизни. Но с развитием данной сферы стали возникать противоречия при выполнении различных функций ФСФО России В частности, государственное регулирование предусматривает издание нормативных правовых документов, которые регламентируют отношения в сфере банкротства, где тот же орган должен выступать в качестве заинтересованной стороны, представляя экономические интересы государства как собственника или кредитора.

Законом о банкротстве 2002 г. предусмотрено разделение функций государственных органов и наличие регулирующего и уполномоченных органов. В результате преобразований, проведенных в 2004 г. по разделению функций и полномочий органов исполнительной власти в сфере несостоятельности, нормотворческие функции возложены на Министерство экономического развития Российской Федерации, функции представления интересов государства как кредитора — на налоговые органы, функции представления интересов государства как собственника — на орган по управлению государственной собственностью (Росимущество). Законодательно определенные функции регулирующего органа в 2004 г. исполняло Министерство юстиции Российской Федерации, а впоследствии — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росрегистрация).

Изображение - Как совершается государственное регулирование отношений несостоятельности 345457456344556
Автор статьи: Алина Соколова

Добрый день. Меня зовут Алина, уже более 6 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима обязательная консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here