Обзор договоров осаго

Сегодня предлагаем статью на тему: "обзор договоров осаго", написанную простым и доступным языком. Все вопросы задавайте в комментариях после статьи или нашему дежурному юристу.

Автомобиль является транспортным средством повышенной опасности, и ДТП происходят часто. В процессе происшествий наносится ущерб, который значительная часть владельцев транспорта покрыть не в состоянии. По этой причине в России, гражданская ответственность водителей в обязательном порядке должна быть застрахована. Страховой полис можно приобрести в любой компании, официально работающей на этом рынке. Страхователь и страховщик вступают в правовые отношения, принимая на себя обязательства согласно соглашению. Узнаем, что собой представляет и как составляется договор ОСАГО.

Изображение - Обзор договоров осаго proxy?url=http%3A%2F%2F1avtoyurist.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Полис ОСАГО – это документ о том, что его владелец произвел обязательное страхование ущерба в пользу третьих лиц. Сам владелец полиса, если по его вине произошло ДТП, по этой страховке никакого возмещения не получает. На денежные средства могут рассчитывать пострадавшие, чьему имуществу, здоровью или жизни нанесен ущерб. Суммы покрытия полиса довольно высокие, и виновник происшествия, в большинстве случаев, не тратит на это собственных средств.

О необходимости полиса ОСАГО известно практически всем автомобилистам, но мало кто задумывается о том, что с приобретением этого документа возникают договорные отношения между страховщиком и страхователем. Не все понимают, что такое договор страхования гражданской ответственности автовладельцев.

Полис, только подтверждает факт наличия между страховой компанией и владельцем транспортного средства договорных отношений в части обеспечения покрытия возможного ущерба. Детальное описание этих отношений и взятых на себя сторонами сделки по страхованию обязательств содержит договор обязательного страхования автогражданской ответственности, заключаемый в процессе оформления полиса. Именно этот документ, может быть предметом для исследования, в случае возникновения между сторонами юридических споров.

Нет видео
Видео (кликните для воспроизведения).

Как заключить письменное соглашение со страховщиком

Для того чтобы приобрести страховку, владелец автомобильного транспорта должен обратиться в страховую компанию. В настоящее время это можно сделать лично, в офисе компании или посредством интернета. Заключить договор онлайн с любой страховой компанией, работающей на рынке, автовладельцы имеют возможность с 2017 года. С юридической точки зрения, договора и полисы страхования заключенные и приобретенные любым из этих способов являются абсолютно законными и равнозначными.

Заявление о желании оформить страховку поступает к страховщику. После этого, клиенту предлагается ознакомиться содержанием соглашения и подписать типовой контракт по ОСАГО. Каждый страховщик разрабатывает собственную форму типового договора, но общее содержание документа у всех компаний должно быть одинаковым. Только согласившись с условиями договорных обязательств, страхователь может приобрести страховку.

Многие до сих пор путают страхование автомобиля и страхование гражданской ответственности, однако, это две разные страховки. Договор страхования автомобиля называется КАСКО. По нему возмещается ущерб автомобилю, даже если виновником ущерба был владелец машины. Данный тип страхования обязательным не является.

Юридические признаки договора ОСАГО, его субъекты и объекты

Изображение - Обзор договоров осаго proxy?url=http%3A%2F%2F1avtoyurist.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Основным юридическим признаком договора ОСАГО является его публичность, то есть обязанность страховой компании заключить такое соглашение с каждым лицом, которое обратилось к ней с этой просьбой. Следует сказать, что среди владельцев ТС объективно есть люди, которые существенно чаще других становятся виновниками ДТП. Естественно, страховые компании, не хотели бы продавать им полисы. Однако, это совершенно незаконно. При отказе продать ему полис, автовладелец может привлечь компанию к ответственности.

Причиной этого служит обязательность приобретения страховки ОСАГО. Если бы страховщики имели право отказывать страхователям по собственному усмотрению, обязательно появилась бы группа людей, которая не могла бы исполнить свою закрепленную в законодательстве обязанность. Обязательность страхования, второй юридический признак таких соглашений.

Третий юридический признак – недопустимость вождения автомобиля без полиса ОСАГО. Любой приобретатель машины, обязан в течение 10 дней, после ее постановки на учет, обратиться к страховщику и провести заключение договора страхования гражданской ответственности. Интересно, что этот срок установлен в законодательстве, однако, возможность в этот период водить машину без страховки нигде не установлена. Соответственно, можно или нельзя так поступать, с юридической точки зрения, является спорным вопросом. Часто его решает сотрудник ГИБДД при проверке документов, исходя из собственных представлений.

Объектом страхования по таким соглашениям выступают имущественные интересы застрахованных лиц. Речь идет о возмещении ущерба имуществу, жизни и здоровью лиц пострадавших в ДТП по вине владельца полиса.

Субъектами такого договора являются:

  • Страхователи – физические или юридические лица владельцы автотранспорта, страхующие свою ответственность и уплачивающие страхователю страховую премию.
  • Страховщики – юридические лица, страховые компании, официально работающие на рынке ОСАГО и обязующиеся при наступлении страхового случая покрыть материальную ответственность страхователя в установленных соглашением и законодательством пределах.
  • Застрахованные лица – физические или юридические, чьим материальным правам, здоровью или жизни был нанесен ущерб в результате ДТП по вине страхователя. Важнейшим признаком возмещения ущерба по этой страховке является именно ДТП. Если ущерб нанесен иным способом, ОСАГО его не покрывает.
Читайте так же:  Доступное жилье в московской области

Существенные и дополнительные условия договоров страхования

Вопросы страхования, вообще и ОСАГО, в частности, жестко регламентируются законодательством России. Закон предъявляет требования к содержанию соглашений о страховке. В частности, предусмотрены обязательные (существенные) и необязательные (дополнительные) условия таких договоров.

Изображение - Обзор договоров осаго proxy?url=http%3A%2F%2F1avtoyurist.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fa3-lazy-load%2Fassets%2Fimages%2Flazy_placeholder

Существенные условия договора включают перечень сведений, без которых данное соглашение договор не может быть исполнено, а соответственно является юридически ничтожным. К ним относятся сведения:
  • Об объекте страхования. В случае ОСАГО это имущество, жизнь и здоровье лиц пострадавших в результате ДТП по вине владельца полиса.
  • О страховом случае, при котором наступает обязанность страховщика возместить ущерб. В ОСАГО это только и исключительно ДТП, то есть нанесение ущерба должно быть обязательно связано с движением транспортного средства.
  • О размерах страховых сумм. В соглашении должны быть четко указаны предельные суммы ущерба, покрываемые страховщиком. Предельные суммы по ОСАГО значительные. Обычно страхователь ничего к ним не доплачивает. Однако если ущерб, нанесенный его действиями, превысит эти суммы, то разницу придется покрывать из собственных средств.
  • О сроке действия договора. Ответственность страховщика наступает только в период действия соглашения о страховке. Если страховой случай наступил до вступления его в действие или после его окончания, даже если речь идет о секундах, вся материальная ответственность ложится на страхователя.

Дополнительные условия страхования не являются обязательными и вносятся в договор по соглашению сторон. Речь может идти о возможностях изменения договора, дополнении или расширении обычных условий по страховке. Обычно такие условия имеют характер оговорок.

В верхней части документа обязательно должно быть указано название страховой компании, имеющей право на заключение таких соглашений. Далее, идет наименование документа и номер договора страхования гражданской ответственности автомобилиста.

В обязательном порядке в документ включаются следующие пункты:

  • Сведения о страхователе и его автомобиле. Это личные данные владельца и четкие признаки автомобиля, такие как его VIN и марка. Все эти сведения требуют документального подтверждения, поэтому автовладелец обязан предоставить страховщику свой паспорт, водительское удостоверение, ПТС и СТС транспортного средства. Если транспорт принадлежит юридическому лицу, его представителю понадобятся документы, наделяющие его правами действовать от имени юридического лица в части страхования автотранспорта.
  • Во втором пункте договора указываются все эти сведения подробно.
  • В третьем пункте клиент выбирает круг лиц допущенных к управлению транспорта. Круг таких лиц можно сделать неограниченным либо ограничить определенными людьми.
  • В четвертом пункте отражается сведения о сроке владения этим транспортом и периоде его использования в течение срока договора.
  • В пятый пункт вносятся данные менеджером страховщика, в частности, там указывается номер и серия выданного страхового полиса.
Нет видео
Видео (кликните для воспроизведения).

А также в договор вносятся коэффициенты, на основании которых определяется стоимость полиса и другие необходимые сведения.

Договор в обязательном порядке должен быть подписан обеими сторонами.

Обычно каждая компания-страховщик разрабатывает свой типовой договор и для подписания страховщиком предлагает его заполненный образец.

Посмотрите стандартный бланк договора обязательного страхования гражданской ответственности автомобилиста.

С 2017 года все страховые компании, работающие на рынке ОСАГО, обязаны предоставлять клиентам возможность приобретения полиса обязательной страховки через интернет. С юридической точки зрения, электронный полис и электронный договор ОСАГО ничем не отличаются от обычных. Сведения о клиенте и автомобиле, а также оплата страховой премии страховщику производятся по интернету.

Возможность внесения изменений в действующий договор

Иногда действующие договоры страхования необходимо изменить. Обычно это происходит:

  • При смене владельца транспорта или его паспортных данных.
  • При изменении документов автомобиля или самой машины. Например, были заменены номерные агрегаты или государственные номера.
  • При увеличении или сокращении периода эксплуатации машины в пределах срока действия договора.

Существуют и другие обстоятельства, при которых в договор требуется внести изменения. Все такие изменения могут быть внесены исключительно по согласованию сторон соглашения.

Приобретение полиса ОСАГО обязательно сопровождается подписанием между страхователем и страховщиком договора, в котором четко указаны обязательства сторон. Внесение страховщиком в такие договоры пунктов, ограничивающих права страхователя, установленные законодательством, является незаконным. При необходимости, такие договоры можно оспорить в суде.

Полис ОСАГО подорожает с 1 сентября 2019 года: Видео

Верховный суд выпустил обзор судебной практики по делам об ОСАГО.

При наличии условий, предусмотренных для осуществления страховой выплаты в порядке прямого возмещения убытков, потерпевший вправе обратиться с заявлением о страховой выплате только к страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность.

Потерпевший, имеющий право на предъявление требования о прямом возмещении убытков, в случае введения в отношении страховщика, застраховавшего его гражданскую ответственность, процедур, применяемых в деле о банкротстве, или в случае отзыва у него лицензии на осуществление страховой деятельности вправе предъявить требования о страховой выплате к страховщику гражданской ответственности причинителя вреда.

Читайте так же:  Особенности автокредита по 2 документам

В то же время суды правомерно исходят из того, что в случае введения в отношении страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность потерпевшего, процедур, применяемых в деле о банкротстве, или в случае отзыва у него лицензии на осуществление страховой деятельности, если решением суда с этого страховщика в пользу потерпевшего взыскана страховая выплата, либо страховщиком была осуществлена страховая выплата, а потерпевший не согласен с ее размером, потерпевший по истечении шестимесячного срока вправе обратиться за компенсационной выплатой только в профессиональное объединение страховщиков (Российский Союз Автостраховщиков).

Страховой полис является доказательством, подтверждающим заключение договора ОСАГО, пока не доказано иное. В случае установления факта поддельности страхового полиса и отсутствия доказательств, подтверждающих заключение договора ОСАГО, на страховщика не может быть возложена обязанность по выплате страхового возмещения.

Поскольку факт выдачи ответчиком страхового полиса З. не установлен, равно как не установлен факт обращения З. к данному страховщику или его агенту по поводу заключения договора ОСАГО, а также факт уплаты им страховой премии, то доводы суда апелляционной инстанции о том, мог ли знать З. о поддельности страхового полиса, не имеют правового значения для разрешения указанного спора. С учетом изложенного обжалуемое апелляционное определение Судебной коллегией признано незаконным и отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

После исполнения страховщиком обязательства по страховой выплате в размере, согласованном сторонами при заключении соглашения об урегулировании страхового случая без проведения независимой технической экспертизы транспортного средства или независимой экспертизы (оценки) поврежденного имущества, основания для взыскания каких-либо денежных сумм сверх согласованных сторонами отсутствуют. Потерпевший вправе обратиться в суд с иском об оспаривании такого соглашения и о взыскании суммы страхового возмещения только при наличии оснований для признания указанного соглашения недействительным.

Расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей выплаты страхового возмещения по договору ОСАГО и для определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с Единой методикой, т.е. с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства.

Пример. Т. обратилась в суд с иском к причинителю вреда С. и страховой компании «А» о возмещении материального ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия. Разрешая спор и определяя сумму ущерба, причиненного истцу, суд первой инстанции исходил из величины затрат на восстановление поврежденного транспортного средства в размере 92 300 рублей (с учетом износа).

В случае если стоимость ремонта превышает указанную выше сумму ущерба (400 тысяч рублей), с причинителя вреда подлежит взысканию дополнительная сумма, рассчитываемая в соответствии с Единой методикой с учетом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства. На основании изложенного суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Т. о взыскании с причинителя вреда С. разницы между размером страхового возмещения, рассчитанного с учетом износа, и стоимостью восстановительного ремонта без учета износа.

Неустойка за несвоевременную выплату страхового возмещения, предусмотренная абзацем вторым пункта 21 статьи 12 Закона об ОСАГО, подлежит начислению не только на сумму, составляющую стоимость восстановительного ремонта, но и на иные расходы, обусловленные наступлением страхового случая и необходимые для реализации потерпевшим права на получение страхового возмещения.

Общие вопросы (заключение, изменение, расторжение договора ОСАГО)

Статьей 17 Закона об ОСАГО установлены компенсации инвалидам, оплатившим страховую премию по договору ОСАГО, в размере 50% от страховой премии. Компенсация осуществляется органами государственной власти после оплаты страховой премии. Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать иные категории граждан, которым осуществляется частичная или полная компенсация оплаченной страховой премии.

Также граждане вправе заключить договор ОСАГО с учетом ограниченного использования транспортного средства (например, в целях использования транспортного средства только в летний период), что влечет существенное уменьшение размера страховой премии.

В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации страховая компания вправе рассматривать заявление о заключении договора ОСАГО в течении 30 дней со дня его получения.

При этом страхователь вправе заключить договор ОСАГО в электронном виде. Процесс оформления данного договора построен таким образом, что полис ОСАГО направляется страхователю незамедлительно после его оплаты.

В соответствии с пунктом 1.7. Правил ОСАГО при заключении договора ОСАГО страховщик вправе провести осмотр транспортного средства. Место осмотра транспортного средства устанавливается по соглашению сторон. При недостижении соглашения относительно места осмотра транспортного средства или в случае заключения электронного договора ОСАГО осмотр транспортного средства страховщиком не проводится.

Для внесения изменений в договор ОСАГО страхователю необходимо обратиться с соответствующим заявлением в офис страховой компании, с которой был заключен договор ОСАГО.

Страховщик, в свою очередь, вносит изменения в страховой полис ОСАГО, а также в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (АИС ОСАГО) не позднее пяти рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис.

При этом изменения в страховой полис фиксируются путем внесения соответствующей записи в раздел “Особые отметки” с указанием даты и времени внесения изменений и заверения изменений подписью представителя страховщика и печатью страховщика или путем выдачи переоформленного (нового) страхового полиса ОСАГО в течение двух рабочих дней с даты возвращения страхователем ранее выданного страхового полиса. Также на новом полисе делается отметка о переоформлении с указанием даты и номера переоформленного (старого) полиса.

Читайте так же:  Что такое обязательный платеж по кредитной карте сбербанка

Согласно пункту 1.14 Правил ОСАГО замена собственника транспортного средства является одним из случаев, когда страхователь вправе досрочно прекратить действие договора ОСАГО.

На основании пункта 1.16 Правил ОСАГО страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере ее доли, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования или неистекший срок сезонного использования транспортного средства (период использования транспортного средства).

Датой досрочного прекращения действия договора ОСАГО считается дата получения страховщиком письменного заявления страхователя о досрочном прекращении действия такого договора и документального подтверждения факта, послужившего основанием для досрочного прекращения договора.

В соответствии со ст. 8 и п. 4 ст. 10 Закона об ОСАГО доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 % страховой премии. При досрочном прекращении договора ОСАГО в случаях, предусмотренных Правилами ОСАГО, страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страховых выплат и приходящейся на неистекший срок действия договора ОСАГО.

При этом в соответствии с Указанием Банка России о тарифах по ОСАГО:

1) 77% от страховой премии идет на формирование страховщиком страховых резервов, предназначенных непосредственно для осуществления текущих страховых выплат;

2) 3% от страховой премии идет на формирование средств РСА для осуществления компенсационных выплат;

3) 20% от страховой премии по договору обязательного страхования идет на покрытие расходов страховой организации, связанных с заключением и сопровождением действия договоров ОСАГО.

Таким образом, 23 % от страховой премии не входят в расчет для возврата страховой премии при его досрочном расторжении договора ОСАГО.

Отзыв (приостановление действия) лицензии у страховой компании не является основанием для «автоматического» прекращения договора ОСАГО.

В этом случае необходимо обратиться к страховщику, с которым у Вас заключен договор ОСАГО. Надо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 4 статьи 32.8. Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» со дня вступления в силу решения об отзыве лицензии страховая компания не вправе заключать договоры ОСАГО, а также вносить изменения, влекущие за собой увеличение обязательств такой страховой компании в соответствующие договоры. Под увеличением обязательств понимаются любые изменения, влекущие доплату страховой премии, а также добавление новых водителей.

Для расторжения договора ОСАГО необходимо обратиться к страховщику, с которым у Вас заключен договор. В соответствии с пунктом 1.16 Правил ОСАГО в этом случае страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере ее доли, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования или неистекший срок сезонного использования транспортного средства (период использования транспортного средства).

Датой досрочного прекращения действия договора ОСАГО считается дата получения страховщиком письменного заявления страхователя о досрочном прекращении действия такого договора и документального подтверждения факта, послужившего основанием для досрочного прекращения договора.

Общие вопросы (заключение, изменение, расторжение договора ОСАГО)

Статьей 17 Закона об ОСАГО установлены компенсации инвалидам, оплатившим страховую премию по договору ОСАГО, в размере 50% от страховой премии. Компенсация осуществляется органами государственной власти после оплаты страховой премии. Кроме того, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе устанавливать иные категории граждан, которым осуществляется частичная или полная компенсация оплаченной страховой премии.

Также граждане вправе заключить договор ОСАГО с учетом ограниченного использования транспортного средства (например, в целях использования транспортного средства только в летний период), что влечет существенное уменьшение размера страховой премии.

В соответствии со статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации страховая компания вправе рассматривать заявление о заключении договора ОСАГО в течении 30 дней со дня его получения.

При этом страхователь вправе заключить договор ОСАГО в электронном виде. Процесс оформления данного договора построен таким образом, что полис ОСАГО направляется страхователю незамедлительно после его оплаты.

В соответствии с пунктом 1.7. Правил ОСАГО при заключении договора ОСАГО страховщик вправе провести осмотр транспортного средства. Место осмотра транспортного средства устанавливается по соглашению сторон. При недостижении соглашения относительно места осмотра транспортного средства или в случае заключения электронного договора ОСАГО осмотр транспортного средства страховщиком не проводится.

Для внесения изменений в договор ОСАГО страхователю необходимо обратиться с соответствующим заявлением в офис страховой компании, с которой был заключен договор ОСАГО.

Страховщик, в свою очередь, вносит изменения в страховой полис ОСАГО, а также в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (АИС ОСАГО) не позднее пяти рабочих дней с даты внесения изменений в страховой полис.

Читайте так же:  Как составляется заявление о взыскании судебных расходов

При этом изменения в страховой полис фиксируются путем внесения соответствующей записи в раздел “Особые отметки” с указанием даты и времени внесения изменений и заверения изменений подписью представителя страховщика и печатью страховщика или путем выдачи переоформленного (нового) страхового полиса ОСАГО в течение двух рабочих дней с даты возвращения страхователем ранее выданного страхового полиса. Также на новом полисе делается отметка о переоформлении с указанием даты и номера переоформленного (старого) полиса.

Согласно пункту 1.14 Правил ОСАГО замена собственника транспортного средства является одним из случаев, когда страхователь вправе досрочно прекратить действие договора ОСАГО.

На основании пункта 1.16 Правил ОСАГО страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере ее доли, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования или неистекший срок сезонного использования транспортного средства (период использования транспортного средства).

Датой досрочного прекращения действия договора ОСАГО считается дата получения страховщиком письменного заявления страхователя о досрочном прекращении действия такого договора и документального подтверждения факта, послужившего основанием для досрочного прекращения договора.

В соответствии со ст. 8 и п. 4 ст. 10 Закона об ОСАГО доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 % страховой премии. При досрочном прекращении договора ОСАГО в случаях, предусмотренных Правилами ОСАГО, страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере доли страховой премии, предназначенной для осуществления страховых выплат и приходящейся на неистекший срок действия договора ОСАГО.

При этом в соответствии с Указанием Банка России о тарифах по ОСАГО:

1) 77% от страховой премии идет на формирование страховщиком страховых резервов, предназначенных непосредственно для осуществления текущих страховых выплат;

2) 3% от страховой премии идет на формирование средств РСА для осуществления компенсационных выплат;

3) 20% от страховой премии по договору обязательного страхования идет на покрытие расходов страховой организации, связанных с заключением и сопровождением действия договоров ОСАГО.

Таким образом, 23 % от страховой премии не входят в расчет для возврата страховой премии при его досрочном расторжении договора ОСАГО.

Отзыв (приостановление действия) лицензии у страховой компании не является основанием для «автоматического» прекращения договора ОСАГО.

В этом случае необходимо обратиться к страховщику, с которым у Вас заключен договор ОСАГО. Надо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 4 статьи 32.8. Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» со дня вступления в силу решения об отзыве лицензии страховая компания не вправе заключать договоры ОСАГО, а также вносить изменения, влекущие за собой увеличение обязательств такой страховой компании в соответствующие договоры. Под увеличением обязательств понимаются любые изменения, влекущие доплату страховой премии, а также добавление новых водителей.

Для расторжения договора ОСАГО необходимо обратиться к страховщику, с которым у Вас заключен договор. В соответствии с пунктом 1.16 Правил ОСАГО в этом случае страховщик возвращает страхователю часть страховой премии в размере ее доли, предназначенной для осуществления страхового возмещения и приходящейся на неистекший срок действия договора обязательного страхования или неистекший срок сезонного использования транспортного средства (период использования транспортного средства).

Датой досрочного прекращения действия договора ОСАГО считается дата получения страховщиком письменного заявления страхователя о досрочном прекращении действия такого договора и документального подтверждения факта, послужившего основанием для досрочного прекращения договора.

Система ОСАГО существует в России более 10 лет. И все это время в ней происходили реформы: менялась процедура урегулирования убытков, был введён европротокол, изменились размеры возмещений. Но наиболее важные новшества были внесены в закон об ОСАГО прошлым летом. Сейчас, спустя год после их принятия, можно подробнее остановиться на некоторых самых значимых из них и понять, зачем они нужны и что из себя представляют.

Первое и самое главное изменение – это увеличение сумм страховых выплат. Так за вред, причинённый имуществу, потерпевшему теперь платят до 400 тысяч рублей, а за вред жизни или здоровью – до 500 тысяч. Увеличение существенное: ведь совсем недавно пострадавшие могли получить на ремонт машины максимум 120 тысяч рублей, а их жизнь и здоровье оценивались всего в 160 тысяч. Стало спокойнее и виновникам ДТП: теперь им приходится меньше переживать, хватит ли суммы покрытия полиса ОСАГО для возмещения ущерба.

Прежде многие автовладельцы помимо ОСАГО покупали еще и полис добровольного страхования гражданской ответственности (ДГО), доплачивая деньги ради того, чтобы быть уверенными в покрытии любого страхового случая. Теперь необходимость в этом отпала. Ведь при покупке ДГО страховая сумма по ОСАГО, как правило, становится не подлежащей к уплате франшизой. Например, если у вас есть полис ОСАГО со страховой суммой 400 тысяч рублей и к нему вы купили ДГО на 600 тысяч, в реальности ваше страховое покрытие будет составлять не один миллион рублей, а лишь 600 тысяч. Чтобы заработать свой процент, страховые агенты такие нюансы обычно умалчивают.

Читайте так же:  Обязательная часть в наследстве что это и кому полагается

Немало изменений в системе ОСАГО пришлось на этот год. Так с июля, наконец, появилась возможность удаленного заключения договора «автогражданки» в электронном виде. Теперь у автовладельцев нет необходимости тратить время и бензин на поездку в офис страховщика (который порой удален на многие десятки километров) или ждать курьера, чтобы «в нагрузку» получить еще кучу предложений по другим страховым продуктам. Купить электронный полис ОСАГО можно везде, где есть Интернет. Правда, до 1 октября сделать это получится только через пролонгацию уже действующего полиса в своей страховой компании.

Ещё одно, безусловно, важное и полезное нововведение, случившееся в этом году – это суммы выплат по «европротоколу» – упрощённому оформлению документов для страховой без участия полиции. Этот лимит был увеличен в два раза – с 25 до 50 тысяч рублей. Ну а если ДТП произошло в Москве или Санкт-Петербурге или территории их областей, а страховой компании представлены фото- или видеоматериалы (аппаратура для съемки должна обязательно иметь модуль GPS/ГЛОНАСС для обозначения координат места ДТП), пострадавшая сторона может рассчитывать на выплату до 400 тысяч рублей.

С 1 апреля этого года значительно упростилась процедура получения выплат при причинении вреда здоровью. Теперь расчет выплат будет производиться в соответствии с таблицами, в которых каждому повреждению соответствует свой процент от страховой суммы (которая, напомним, также увеличилась), выплачиваемый потерпевшему. Важно отметить, что такая выплата производится на основании заключения врача и не требует предоставления в страховую компанию кучи справок. Кроме того, расширен перечень выгодоприобретателей в связи со смертью потерпевшего.

Также разработана единая методика оценки ущерба, нанесенного транспортному средству пострадавшего, где стоимость восстановительных работ, материалов и запасных частей определяется специальными справочниками. Данной методикой обязаны руководствоваться не только страховщики, но также независимые оценщики и судебные эксперты, что снижает количество судебных споров, связанных с размером страховой выплаты.

Кроме этого, упрощена процедура получения страхового возмещения, закреплён обязательный досудебный порядок разрешения споров, снижен максимально применяемый процент износа, не нужно выписывать отдельные полисы на прицепы, четко прописаны применяемые к страховщикам штрафные санкции, получила развитие автоматизированная информационная система ОСАГО.

Словом, развитие системы обязательного страхования автогражданской ответственности идет не революционным, а эволюционным путем – путем усовершенствования ранее принятых законов. Но самое главное, что все эти новшества в конечном итоге дают больше возможностей как для страхователей, так и для потерпевших, а также делают саму систему ОСАГО более понятной, «прозрачной» и контролируемой.

Приоритет ремонта над выплатами введут только для новых договоров ОСАГО

Изображение - Обзор договоров осаго proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.kolesa.ru%2Fuploads%2F2017%2F03%2FBez-imeni-4-935x600

Конструкцию реформы ОСАГО снова решили поменять: на этот раз депутаты отказались заменять выплаты ремонтом для уже действующих договоров «автогражданки» даже в убыточных регионах страны. Нововведение должно заработать на территории всей России в одно время, предположительно в мае 2017 года.

Изображение - Обзор договоров осаго proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.kolesa.ru%2Fuploads%2F2017%2F03%2FDepositphotos_1665724_original-980x0-c-default

Действие новой нормы будет распространяться на договоры, заключенные спустя тридцать дней после опубликования закона. Сообщается, что это решение было принято единогласно, не стали возражать в том числе заместитель председателя Центробанка Владимир Чистюхин и заместитель главы Министерства финансов Алексей Моисеев. Второе чтение проекта предположительно пройдёт в Госдуме 15 марта.

Отказ от ремонта по старым договорам – «это очередной тяжелый удар по сегменту», комментирует президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс. «Это небольшой шаг вперёд за счёт сокращения наличных в выплатах ОСАГО, — цитирует главу РСА «Коммерсант». — Но с отступлением назад: для стабилизации рынка распространения ремонта только на новые договоры недостаточно».

Изображение - Обзор договоров осаго proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.kolesa.ru%2Fuploads%2F2017%2F03%2FBez-imeni-2-2-980x0-c-default

Он предупредил, что закономерным итогом новой конструкции реформы станет возврат дефицита полисов в особо убыточные для страховщиков регионы РФ. Отметим, в «красной зоне» на данный момент находится двадцать регионов, наихудшая ситуация наблюдается в Адыгее (размер средней выплаты составляет 135 858 рублей; доля судебных выплат – 24,4%), Волгоградской области (83 525 рублей; 36,2%) и Карачаево-Черкесской республике (132 314 рублей; 12,3%).

В Союзе намекают на возможность варианта повышения цены «страховки», в случае, если сегменту не поможет предложенный вариант конфигурации реформы. «На тех территориях, где местные власти не будут препятствовать разгулу автоюристов, мы имеем полное моральное право просить ЦБ поднять территориальные коэффициенты к тарифу ОСАГО», — комментирует Игорь Юргенс.

Ранее портал «Колёса.ру» сообщал о том, что ремонт страховщиков по ОСАГО будут проверять с помощью «теста на качество». В этом случае компаниям могут разрешить использовать б/у детали.

Изображение - Обзор договоров осаго 345457456344556
Автор статьи: Алина Соколова

Добрый день. Меня зовут Алина, уже более 6 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима обязательная консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here