Описание страхового случая гражданской ответственности

Сегодня предлагаем статью на тему: "описание страхового случая гражданской ответственности", написанную простым и доступным языком. Все вопросы задавайте в комментариях после статьи или нашему дежурному юристу.

Действия при страховом случае по страхованию ответственности

При страховании имущественных рисков страховые случаи — это порча или полная утрата застрахованного имущества. Типичный пример таких договоров – автострахование, защищающее интересы автовладельцев, пострадавших при ДТП, угоне автомобиля, стихийных бедствиях.

Действия при страховом случае по страхованию ответственности

Примечание. С 20.10.2017 требование о представлении справки о ДТП при рассмотрении страховщиком заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков по ДТП, имевшем место начиная с указанной даты, неправомерно ( п. 273 Административного регламента; Информация МВД России от 20.10.2017; Официальное разъяснение Банка России от 23.11.2017 N 1-ОР).

Что делать при наступлении страхового случая при страховании имущества

Происшествия, которые не относят к страховым случаям, можно разделить на две основные категории. К первой относятся чрезвычайные обстоятельства, при наступлении которых у страховщика появляется законное право не выплачивать возмещение за порчу или уничтожение имущества: военные конфликты, забастовки, народные волнения, гражданская война.

Нет видео
Видео (кликните для воспроизведения).

Что делать при наступлении страхового случая по полису ОСАГО

На основании данных документов страхователь пишет заявление установленного образца, прикладывает к нему нужные документы, и дело рассматривается. Обязательно будет проведена независимая экспертиза, если авто находится в рабочем состоянии, осмотр производится в СК, если же повреждения достаточно сильные, эксперт выезжает на место хранения машины. В зависимости от результатов проведенной экспертизы назначается причитающаяся страховая сумма и производится ее выплата.

Порядок действий при наступлении страхового случая по ОСАГО

Порядок действий и обязанности участников ДТП могут варьироваться в зависимости от конкретной ситуации и последствий аварии. В частности, если при дорожной аварии есть пострадавшие граждане, которым был нанесен личный неимущественный ущерб, участники аварии должны первоначально принять меры, чтобы оказать первую помощь пострадавшим людям, вызвать скорую помощь и сотрудников полиции.

Описание страхового случая гражданской ответственности

Решив защитить себя от возможной ответственности, необходимо заранее четко понимать, в каких случаях организация, предоставившая полис, станет компенсировать нанесенный урон. Чтобы разобраться во всех нюансах, необходимо своевременно изучить информацию о том, какое происшествие будет признано страховым.

Страхование ответственности и страховой случай &nbsp, Вернуться в список

1. Самая популярная формулировка — «ответственность страхователя (застрахованного) наступает только после вступившего в силу решения суда» и никак иначе. Данная формулировка дает страховым компаниям определенные шансы на то, чтобы попытаться «отбиться» от выплаты уже в суде и значительно увеличить срок урегулирования убытка, так как, чтобы дело дошло до суда необходимо еще собрать документы по убытку. И как следствие процесс урегулирования может затянуться на годы из-за переносов или пересмотров дела в различных инстанциях и прочих запросов, как со стороны страховщика, так и со стороны судебных органов.

4. Документы, подтверждающие оказание и оплату услуг по эвакуации поврежденного имущества, если потерпевший требует возмещения соответствующих расходов. Подлежат возмещению расходы по эвакуации транспортного средства от места дорожно-транспортного происшествия до места его ремонта или хранения;

Действия при страховом случае по страхованию ответственности

1. В случае, если страхователь является участником дорожно-транспортного происшествия, он обязан сообщить другим участникам указанного происшествия по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства. Предусмотренная настоящим пунктом обязанность возлагается также на водителя, управляющего транспортным средством в отсутствии страхователя.

Страхование ответственности по договору: порядок действий, условия, документы и рекомендации

То есть, возможны два варианта. Первый: рамки, в пределах которых исполняется договор, регламентируются законодательными формами и ограниченными законно пределами ответственности. Второй вариант: две стороны договора самостоятельно договариваются о рамках ответственности – кто, как и за что будет отвечать.

В соответствующем договоре могут быть прописаны дополнительные условия. К примеру, ДОСАГО (дополнительная добровольная страховка к ОСАГО, расширяющая полномочия обязательной страховки в отношении автогражданской ответственности) становится правомочной в момент, когда причиненный данным страхователем ущерб третьим лицам превысит сумму, указанную в договоре ОСАГО.

Действия при страховом случае по страхованию ответственности

При наступлении страхового случая по договору страхования страхователь или выгодоприобретатель обязаны незамедлительно или в сроки и способом, оговоренными в договоре страхования, уведомить страховщика о нем; принятие страхователем разумных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер для уменьшения возможных убытков; если договор страхования заключен в пользу лица, иного чем страхователь, страховщик вправе требовать от выгодоприобретателя при предъявлении им требования о страховой выплате выполнения тех обязанностей по договору страхования, которые лежали на страхователе, но не были им выполнены. При этом выгодоприобретатель несет ответственность за последствия невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей.

Читайте так же:  Развод при беременности по инициативе жены или мужа

Выплата страхового возмещения по имущественному страхованию

Выплата страховок — весомая часть расходов соответствующей компании, определяющая финансовый результат ее деятельности. Поэтому работающие в этой области специалисты стремятся предоставлять подобное возмещение, четко соблюдая условия составленного договора и придерживаясь требований действующего законодательства. Они не произведут выплаты, пока не убедятся в полной ее обоснованности. Не удивительно, что клиенты таких компаний также желают знать нюансы, влияющие на принятие конкретного решения относительно проведения рассматриваемой финансовой операции.

Статья: К вопросу о моменте наступления страхового случая при страховании ответственности (Лебединов А

Автор статьи исследует один из самых сложных и, пожалуй, недостаточно глубоко изученный вопрос о том, что такое страховой случай вообще и страховой случай по договору страхования ответственности в частности. В публикации содержится обоснованная критика привычных положений большинства стандартных правил страхования и страховых договоров, раскрывающих определение страхового случая при страховании ответственности. Не все выводы автора носят бесспорный характер, но, безусловно, данная статья поможет юристам страховых организаций в работе по совершенствованию договорно-правового регулирования страхования ответственности.

Что такое страхование гражданской ответственности — полный обзор понятия и ТОП-7 видов страхования + 5 основных этапов страхования гражданской ответственности

Нет видео
Видео (кликните для воспроизведения).

Здравствуйте, дорогие читатели! Вас приветствует сайт «ХитёрБобёр» и его эксперт, Денис Кудерин.

В этом выпуске мы рассмотрим интересную и актуальную тему – страхование гражданской ответственности. Статья продолжает цикл публикаций, посвященных страховой защите граждан и юридических лиц.

Материал будет полезен владельцам коммерческого и жилого имущества, автомобилистам, собственникам жилья и многим другим категориям граждан.

Изображение - Описание страхового случая гражданской ответственности proxy?url=https%3A%2F%2Fhiterbober.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F10%2Fstrahovanie-grazhdanskoj-otvetstvennosti

1. Что такое страхование гражданской ответственности?

В предыдущих статьях мы писали о том, как обеспечить страховую защиту личного имущества. Но нередко в непредвиденных ситуациях ущерб наносится чужой собственности или здоровью.

В таких случаях можно возместить убытки пострадавших из своего кармана, а можно пойти другим путём – застраховать свою гражданскую ответственность. В этом случае затраты будет оплачивать не виновник происшествия, а страховая компания.

Страхование гражданской ответственности (ГО) – отдельная отрасль страхового рынка. Объектом защиты при таком виде страхования выступает ответственность страхователя за причинение вреда собственности, жизни и здоровью третьих лиц.

Супруги Петровы уехали на выходные на дачу. Пока они отдыхали, в их квартире прорвало трубу. Водой залило квартиру соседа на нижнем этаже. К счастью, у Петровых был полис страхования ответственности. Убытки пострадавших с лихвой возместила страховая фирма. Никто ни на кого не подал в суд, добрососедские отношения были сохранены, как и финансы обеих сторон.

Правда, от административной или уголовной ответственности страхование ГО не защитит. Если, к примеру, вы виновны в ДТП, полис позволит вам оплатить убытки пострадавшего водителя, но отвечать за возникновение аварийной ситуации всё равно придётся.

Страховка позволяет возместить следующие виды ущерба:

  • вред материальному имуществу – стоимость восстановления и ремонта и сопутствующие расходы;
  • личный ущерб – затраты на лечение, реабилитацию, уход;
  • вред, нанесённый окружающей среде в результате производственной или промышленной деятельности;
  • моральный ущерб.

Приобретение полиса страхования ГО актуально для автовладельцев, хозяев квартир, бизнесменов – то есть практически для всех категорий граждан. Документ защищает от непредвиденных трат и, что тоже немаловажно, бережёт ваши нервы.

Особенно нужной оказывается такая страховка для жителей многоквартирных домов. В квартирах, где давно не обновлялись сантехнические коммуникации, всегда существует риск аварии или протечки.

А вдруг ваши соседи только что сделали ремонт? А что если вода, просочившись сквозь потолок, испортила дорогую мебель? И в том, и в другом случае страховка возместит ущерб и избавит от долгих оправданий. Хотя извиниться за неудобства, конечно, всё равно придётся.

Подробнее о вариантах защиты своей и чужой недвижимости читайте в статье «Страхование квартиры».

Рекомендуем к прочтению также обзорный материал «Что такое страхование».

2. Каким бывает страхование гражданской ответственности – обзор ТОП-7 видов страхования

Несмотря на то, что описываемая нами отрасль страхового дела относительно молода, существует множество видов страхования ответственности.

Их можно разделить на две большие группы – добровольное и обязательное страхование. В первом случае всё понятно: договор страховки составляется по доброй воле и желанию страхователя.

Сложнее дела обстоят с обязательным страхованием ГО. По сути, это узаконенное принуждение государством граждан и юридических субъектов к оформлению полисов в страховых компаниях. Правда, закон преследует благую цель – защитить финансовые интересы лиц, пострадавших в различного рода непредвиденных ситуациях.

Примеры обязательного страхования ГО – автострахование, туристическое страхование для людей, выезжающих в страны Шенгенского соглашения, страхование ОПО — опасных промышленных объектов.

Рассмотрим подробно все виды страхования гражданской ответственности.

Вид 1. Страхование владельцев автотранспортных средств (ОСАГО)

Известная всем владельцам транспорта «автогражданка» — типичный пример обязательного страхования ГО. По договору ОСАГО ущерб, который причинён одному водителю по вине другого, компенсируется не виновником ДТП, а страховщиком.

Читайте так же:  Как выбить алименты, если приставы бездействуют

Правда, существует конкретный предел страховой компенсации по полису ОСАГО. В 2016 году он равен 400 000 рублей за материальный ущерб и 600 тыс. за урон, нанесённый здоровью.

Более подробные сведения об автостраховании вы найдёте в публикации «Страховка на машину».

При желании можно компенсировать и более значительные затраты, но для этого нужно оформить полис ДоСАГО – добровольную страховку гражданской ответственности. Такой документ дополняет ОСАГО и вступает в силу, если ущерб превышает регламентированные законом лимиты.

Вопросы приобретения страховки освещены в статьях «Что такое ОСАГО» и «Оформить ОСАГО онлайн».

Независимо от используемого способа перемещения, транспортные компании (перевозчики) отвечают за безопасность груза и пассажиров. Существуют единые международные нормативы, которые определяют пределы ответственности перевозчика.

Изображение - Описание страхового случая гражданской ответственности proxy?url=https%3A%2F%2Fhiterbober.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F10%2FStrahovanie-perevozchika

Прежде всего, эти нормативы касаются ответственности авиаперевозчиков и судовладельцев. Свои законные обязательства имеют железнодорожники и автотранспортные компании.

Страховыми ситуациями считаются:

  • причинение вреда здоровью пассажиров и их жизни;
  • нанесение ущерба багажу;
  • утрата или порча груза;
  • просрочка доставки груза или пассажиров по вине перевозчика;
  • нанесение ущерба третьим лицам в результате происшествия с участием перевозчика.

Страхователями выступают юридические лица, владеющие на правах собственности или аренды транспортными средствами.

Страховщик освобождается от обязательств по выплатам, если ситуация возникла из-за нарушения страхователем правил и условий транспортировки.

Компенсации не будет также в том случае, если перевозчик нарушил нормативы противопожарной защиты или ущерб вызван факторами непреодолимой силы.

Дополнительные сведения – в статье « Туристическое страхование ».

Этот вид страхования предусматривает защиту ответственности страхователя за риски, связанные с негативным воздействием на окружающую среду.

Такие договоры составляются собственниками, владеющими опасными объектами – электростанциями, шахтами, нефтеперерабатывающими и химическими предприятиями, танкерами, заводами по производству взрывчатых и токсичных веществ.

Если по вине собственника произошла утечка, авария, техногенная катастрофа, затраты берёт на себя страховщик. Поскольку страховые суммы в указанных ситуациях бывают весьма значительными, то и услуги страховщика обойдутся недешево.

Поэтому страхованием экологических рисков занимаются только крупные страховые фирмы международного масштаба. Такая деятельность регулируется действующими на территории того или иного государства природоохранными законами.

В России защита экологических рисков для ОПО обязательна. В РФ таких производств насчитывается порядка 300 тысяч. Все они должны иметь обязательную страховку ГО.

Вид 4. Страхование ответственности производителей и продавцов

Даже трижды орденоносное и полностью роботизированное производство иногда выпускает бракованную продукцию.

Причины производственных ошибок многочисленны:

  • нарушение условий работы;
  • упущения на стадиях проектирования и разработки продукта;
  • использование недоброкачественных расходных материалов;
  • человеческий фактор.

Ущерб в таких ситуациях причиняется не только потребителю. Большие убытки несёт и сам производитель.

Чтобы защитить себя от непредвиденных трат, связанных с производством и продажей бракованного товара, фирма заключает страховой договор, период действия которого равен обычно гарантийному сроку реализуемого продукта. Страхователями в таких договорах выступают либо товаропроизводители, либо продавцы.

Вид 5. Страхование профессиональной ответственности

Сущность этого вида страхования легче всего объяснить на конкретном примере.

Частный юрист пообещал клиенту, что поможет ему выиграть дело в суде и взял плату за свои услуги. Однако в результате возникновения непредвиденных обстоятельств оно было проиграно, клиент понёс имущественные убытки и направил правозащитнику претензию.

К счастью для своего кармана, предусмотрительный юрист застраховал профессиональную ответственность, и затраты клиента оплатил страховщик.

Такой тип страхования проводится исключительно в отношении физлиц, занимающихся частной профессиональной деятельностью. Услуга актуальна для адвокатов, брокеров, дилеров, оценщиков, врачей, частных детективов.

Вид 6. Страхование гражданской ответственности застройщика

В РФ страхование ГО застройщика – обязательная процедура. Такая страховка помогает вернуть вкладчикам и дольщикам затраченные средства или даже обеспечить их жилплощадью в случае банкротства и разорения строительной компании.

Закон вступил в силу в январе 2014: с этого момента застройщики могут брать с клиентов деньги вперёд только в случае, если имеют полис страхования ответственности перед дольщиками.

Довольно редкий вид добровольного страхования. Такой полис приобретают заёмщики, которые опасаются, что не смогут вернуть кредит полностью и в срок. При этом страховая сумма не равняется кредиту, но составляет лишь её часть (80-90%).

В таблице виды страхования ГО представлены наглядным образом:

Общая характеристика страхования гражданской ответственности

Страхование гражданской ответственности — подотрасль имущественного страхования, предоставляющая страховую защиту имущественных интересов физических и юридических лиц, связанных с возмещением причиненного ими вреда жизни, здоровью либо имуществу других лиц.

  • 1) внедоговорной гражданской ответственности;
  • 2) договорной гражданской ответственности.

При внедоговорной гражданской ответственности объектом страхования являются обязательства, возникшие в случае причинения вреда третьим лицам, не связанным договорными обязательствами.

При договорной гражданской ответственности объектом страхования выступают обязательства, возникшие вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств2.

Существуют определенные особенности заключения договора страхования гражданской ответственности:

  • — договор страхования заключается в пользу лица, которое не может быть известно заранее;
  • — страховым риском признается фактическое наступление гражданской ответственности;
  • — поскольку величина ущерба, который может быть нанесен страхователем третьему лицу, не известна, то в договоре страхования понятие “страховая сумма” заменено на “лимит ответственности” страховщика.
Читайте так же:  Требуемые документы для прописки ребенка к отцу

Лимит ответственности страховщика — максимальный объем страхового возмещения, который может быть выплачен по договору страхования гражданской ответственности;

— так как о факте нанесения вреда страхователем может стать известно через определенный промежуток времени, то в договоре страхования под страховым случаем понимается фактическое предъявление претензии страхователю.

В России законодательно закреплены следующие виды страхования гражданской ответственности:

  • — владельцев автотранспортных средств;
  • — владельцев водного транспорта;
  • — владельцев средств железнодорожного транспорта;
  • — организаций, эксплуатирующих опасные объекты;
  • — за причинение вреда вследствие недостатков товаров, работ, услуг;
  • — за причинение вреда третьим лицам;
  • — за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Страхование гражданской ответственности осуществляется в обязательной и добровольной формах.

В обязательном порядке страхуется гражданская ответственность:

  • — владельцев транспортных средств;
  • — организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
  • — за причинение вреда третьим лицам (например, страхуется профессиональная ответственность нотариусов, аудиторов, оценщиков).

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств

Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств — вид страхования гражданской ответственности, предоставляющий страховую защиту имущественных интересов, связанных с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения им вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории РФ.

Данный вид страхования гражданской ответственности осуществляется в России с 1 июля 2003 г. в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

Потерпевший — лицо (пешеход, водитель или пассажир), жизни, здоровью или имуществу которого был причинен ущерб при использовании транспортного средства иным лицом.

Страховщиками могут выступать страховые организации, имеющие лицензию на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, для получения которой необходимо наличие не менее чем двухлетнего опыта работы в области страхования транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев.

К страховщикам, занимающимся обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), предъявляется ряд требований. Им необходимо:

  • 1) в каждом субъекте РФ иметь своего представителя;
  • 2) быть членами профессионального объединения страховщиков;
  • 3) располагаться в приспособленных для выполнения своих функций помещениях.

Для осуществления операций по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования страховщик должен:

  • — являться членом профессионального объединения страховщиков;
  • — внести в фонд текущих обязательств, формируемый профессиональным объединением страховщиков, взнос в размере 500 тыс. евро по курсу Банка России надень платежа;
  • — быть включенным в перечень страховщиков, осуществляющих страхование в рамках международной системы страхования “Зеленая карта”.

Страховыми случаями признаются события, связанные с эксплуатацией транспортных средств, повлекшие за собой:

  • — утрату трудоспособности, увечье, смерть потерпевшего;
  • — уничтожение, повреждение имущества, принадлежащего третьим лицам.

Не считается страховым случаем возникновение гражданской ответственности владельца транспортного средства вследствие:

  • — использования иного транспортного средства, чем указано в договоре страхования;
  • — причинения морального вреда или возникновения упущенной выгоды;
  • — использования транспортного средства в соревнованиях, испытаниях или для обучения;
  • — загрязнения окружающей природной среды;
  • — причинения вреда воздействием перевозимого груза, если такой риск подлежит обязательному страхованию;
  • — причинения вреда жизни или здоровью работников при исполнении ими служебных обязанностей;
  • — причинения водителем вреда управляемому им транспортному средству, прицепу к нему или перевозимому грузу;
  • — причинения вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузки;
  • — причинения ущерба членам семьи страхователя;
  • — умысла или грубой неосторожности страхователя, а также нарушения установленных правил эксплуатации;
  • — управления автотранспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
  • — повреждения или уничтожения антикварных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности.

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим нанесенный вред, составляет в части возмещения вреда:

  • — причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего — не более 160 тыс. руб.;
  • — причиненного имуществу нескольких потерпевших — не более 160 тыс. руб.;
  • — причиненного имуществу одного потерпевшего — не более 120 тыс. руб.

Кроме того, б случае смерти пострадавшего родственники погибшего получат:

  • — гарантированную компенсацию в размере 135 тыс. руб.;
  • — возмещение затрат на погребение в пределах 25 тыс. руб.

Страховые тарифы устанавливаются Правительством РФ в соответствии с законодательством и состоят из базовых ставок и коэффициентов (приложение 3).

Базовые ставки страховых тарифов зависят от типа автотранспорта.

Читайте так же:  Как оформить кредитную карту по паспорту от сбербанка

Коэффициенты устанавливаются в зависимости:

  • — от территории использования автотранспорта;
  • — наличия или отсутствия выплат, производимых страховщиками при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспорта в предшествующих периодах;
  • — возраста и стажа водителя;
  • — количества лиц, допущенных к управлению автотранспортом;
  • — мощности двигателя легкового автотранспорта;
  • — срока страхования;
  • — других обстоятельств, влияющих на величину страхового риска. Структура страхового тарифа следующая:
  • — нетто-ставка — 77%;
  • — нагрузка — 23%.

Величина страховой премии определяется но формуле

СП = Базовая ставка х Коэффициенты. (7.1)

В мировой практике страхового рынка существует международная система страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, обеспечивающая взаимное признание страхового полиса при международном автомобильном движении, которая широко известна под названием система “Зеленая карта” (название обусловлено цветом и формой страхового полиса).

“Зеленая карта” — полис международной системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, гарантирующий урегулирование претензий пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях (ДТП), совершенных при участии иностранных автомобилистов, в соответствии с национальным законодательством страны происшествия.

В 1949 г. в Лондоне страховщики 10 европейских стран (Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Франция) подписали Договор о “Зеленой карте” и учредили орган управления системой — Совет Бюро. Основной функцией Совета Бюро было оказание через гарантийный фонд взаимной помощи по урегулированию убытков пострадавшим в ДТП в случаях, когда виновная сторона не имела страхования или скрылась с места происшествия.

Международная система страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств вступила в действие с 1 января 1953 г.

В настоящее время в систему страхования “Зеленая карта” входят 44 государства: все страны Европы, Израиль, Иран, Марокко, Тунис.

С 1 января 2009 г. к системе “Зеленая карта” присоединилась и Россия (в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи Совета Бюро “Зеленая карта” от 29 мая 2008 г.).

В каждом государстве — члене системы “Зеленая карта” создано Бюро, обеспечивающее страхователей страховыми полисами и предъявляющее иски о возмещении ущерба, возникшего на территории данной страны, к виновным иностранцам, имеющим полис. Функции Российского Бюро “Зеленая карта” возложены на Российский союз автостраховщиков.

Национальные бюро системы “3слсная карта” входят в единую организацию — Совет Бюро со штаб-квартирой в Брюсселе, который действует под эгидой Рабочей группы по автомобильному транспорту Комитета по внутреннему транспорту Экономической комиссии ООН для Европы.

Без полиса “Зеленая карта” выезд на территорию почти всех иностранных государств на автомобиле невозможен. Российские граждане, выезжающие за рубеж наличном автотранспорте, приобретают полисы международной системы страхования ответственности владельцев транспортных средств либо при пересечении границы со страной, входящей в данную систему, либо у иностранных страховых компаний, имеющих соответствующую лицензию.

Страны — участницы системы “Зеленая карта” взаимно признают договоры страхования, заключенные одной из стран, и гарантируют возмещение ущерба пострадавшей стороне в случае ДТП за границей по законодательству той страны, где случилось дорожное происшествие. Международная карта автострахования, являющаяся документом, подтверждающим наличие страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, выпускается на одном из европейских языков по выбору национального Бюро и содержит все необходимые сведения об автотранспортном средстве, его владельце, условиях страхования.

В случае ДТП владелец автомобиля обязан предъявить “Зеленую карту” представителям власти и сообщить пострадавшей стороне адрес Бюро в стране посещения, которое будет заниматься урегулированием претензии. Урегулирование убытков производится на основе взаимных расчетов между национальными Бюро — членами системы “Зеленая карта”. Страховщик, предоставивший страховое покрытие, обязан обеспечить пострадавшей стороне выплату в соответствии с требованиями законодательства страны пребывания.

Отказ в страховой выплате возможен по усмотрению Бюро страны, в которой произошел страховой случай, если:

  • 1) пострадавший может получить компенсацию через органы социального обеспечения;
  • 2) убыток произошел по вине лица, незаконно завладевшего транспортным средством.

Страхование ответственности и страховой случай
26.01.2015 &nbsp | Вернуться в список

В зависимости от правил страхования и вида страхования ответственности страховыми случаями могут быть различные события:

1. Страхование ответственности за причинение вреда имуществу третьего лица;

2. Страхование ответственности за причинение вреда здоровью или жизни третьего лица;

3. Страхование ответственности за вред, причиненный третьим лицам в процессе проведения строительных или строительно-монтажных работ;

4. Страхование ответственности за вред, причиненный вследствие не качественного оказания услуг.

И еще множество различных вариаций событий, по причине которых может наступить ответственность застрахованного лица. Но во всей массе всевозможных вариантов защиты собственной ответственности основным является вопрос не покрываемых рисков, а как квалифицировать событие в качестве страхового случая, в особенности с какого момента наступает ответственность.

Определение страхового случая при страховании ответственности.

Если в обязательном страховании ответственности (ОСАГО) все более менее понятно с моментом начала действия полиса страхования и процессом урегулирования убытков, то в добровольном страховании ответственности все несколько сложнее по причине того, что правила страхования у всех страховщиков свои и единого подхода в решении вопросов урегулирования у них нет.

Читайте так же:  Особенности вкладов от инвестторгбанка

Самым сложным для страховых компаний является определение момента наступления ответственности страхователя (застрахованного), именно поэтому во многих договорах страхования и правилах встречается разночтения на этот счет:

1. Самая популярная формулировка – «ответственность страхователя (застрахованного) наступает только после вступившего в силу решения суда» и никак иначе. Данная формулировка дает страховым компаниям определенные шансы на то, чтобы попытаться «отбиться» от выплаты уже в суде и значительно увеличить срок урегулирования убытка, так как, чтобы дело дошло до суда необходимо еще собрать документы по убытку. И как следствие процесс урегулирования может затянуться на годы из-за переносов или пересмотров дела в различных инстанциях и прочих запросов, как со стороны страховщика, так и со стороны судебных органов.

2. Более редко встречающаяся формулировка момента наступления ответственности по договору страхования – это «предъявление претензии от потерпевших к застрахованному лицу (страхователю)». Здесь ситуация более прозрачная, так как уже не нужно дожидаться решения суда и обременять себя сбором документов для достижения не понятного результата.

Но оба этих варианта не отражают сути страхования ответственности, так как ответственность наступает в независимости от претензии или решения суда. Она наступает в тот момент, когда застрахованным лицом нанесен вред имуществу или здоровью третьих лиц и тут уже не важно, выставит претензию третье лицо или нет, будет суд или не будет, вред уже нанесен и за это нужно отвечать.

Следует учитывать, что законом момент наступления ответственности по договорам страхования ответственность никак не определен и страховщики в праве самостоятельно принимать решение при разработке своих правил и договоров страхования с какого момента наступает страховой случай.

Страхование ответственности, причина возникновения которой в прошлом (страхование ретроактивного периода)

Страхование ретроактивного периода имеет место в договорах страхования ответственности членов СРО (строителей, проектировщиков и изыскателей) в большей степени и так же применим в других договорах страхования ответственности. Итак, что же такое ретроактивный период в страховании ответственности? Это страхование убытков произошедших в период действия настоящего договора, но причина которых, могла появиться до начала его срока действия. В качестве примера рассмотрим вариант страхования ответственности строителей, которые при строительстве дома использовали не совсем качественные материалы или были допущены ошибки в проектировки, которые в последствии вызвали обрушение здания или образования трещин на нем. Чтобы страховщик без проблем осуществил выплаты по таким убыткам необходимо закладывать и предусматривать в договоре страхования дополнительный период, за что страховая компания возьмет с вас дополнительную премию. Но оплатить дополнительный риск в размере 10-20% от общего тарифа в особенности, если его не включить в покрытие, то можно потерять гораздо больше, мы думаем, все таки стоит.

Кто должен доказывать факт наступления страхового случая и размер ущерба?

В добровольных видах страхования ответственности бремя доказывания вины и расчет размера нанесенного ущерба лицом, застрахованным по договору страхования ответственности будет сторона, которая предъявляет требования о возмещении вреда к страхователю (застрахованному). Как правило, требования предъявляет потерпевшая сторона и именно ей уже помимо полученных убытков еще и необходимо доказывать факт наступления страхового случая, а так же размер нанесенного ущерба. Если исходить из того, что потерпевшей стороне при доказывании нанесенного ей ущерба придется вести разбирательства уже не с причинителем вреда, а со страховой компанией, штат юристов которой походит на маленькую армию, то получить выплату без особых на то оснований будет крайне проблематично.

Страхуя ответственность большинство компаний покупают не только полис страхования, но и фактически берут в наем при возникновении убытка хорошо обученных и практикующих юристов, которые будут во что бы то ни стало отстаивать интересы не столько застрахованного лица, а интересы собственной страховой компании. И выбирая кому доверить свою ответственность необходимо очень тщательно подходить к вопросу, так как при страховании, скажем, ответственности экспедитора можно потерять своего клиента только из-за действий юристов направленных на минимизацию убытка или даже на отказ в выплате.

Аналогичная ситуация с бременем сбора документов и доказывания размера убытков и в обязательном страховании, в особенности в ОСАГО. Единственное чем процесс упрощается, так это тем, что в большинстве случаев виновника определяют на месте или группа разбора в ГАИ, что существенно укорачивает время, затраченное на урегулирование убытков.

Изображение - Описание страхового случая гражданской ответственности 345457456344556
Автор статьи: Алина Соколова

Добрый день. Меня зовут Алина, уже более 6 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима обязательная консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here