Основные нюансы приватизации госкомпаний

Сегодня предлагаем статью на тему: "основные нюансы приватизации госкомпаний", написанную простым и доступным языком. Все вопросы задавайте в комментариях после статьи или нашему дежурному юристу.

В Украине по-новому будут приватизировать госпредприятия. Основные нюансы

Кабмин принял два новых законопроекта.

Правительство приняло два новых законопроекта по приватизации государственных предприятий.

Первый документ касается триажа – стратегического видения Кабмина, которое определяет, какие госпредприятия в долгосрочном периоде должны остаться в государственной собственности, быть переданы в концессию, приватизированы или ликвидированы.

В частности, на приватизацию отправят 893 компании, а в государственной собственности оставят 15 особо важных (стратегических) объектов и 363 важные объекты государственного значения. 359 предприятий – концессия. На оккупированном Донбассе и в аннексированном Крыму остаются 559 украинских государственных предприятий. Еще 1255 госкомпаний ликвидируют полностью. Об этом уточнил первый заместитель министра экономического развития и торговли Максим Нефедов.

Нет видео
Видео (кликните для воспроизведения).

Другой законопроект, касающийся приватизации, “позволит вывести конкуренцию за государственные активы на глобальный уровень и перейти к рыночному ценообразованию на объекты в государственной собственности. Законопроект отходит от института оценки и будет определять цену объекта исключительно платежеспособным спросом. Кроме этого, законопроект разделяет все объекты приватизации на: 1) крупные (около 60 госпредприятий) – будут продаваться через инвестиционного советника; 2) малые – будут продаваться через открытые онлайн-аукционы”, – отметили в Минэкономразвития.

“Большая приватизация – с инвестиционными советниками, которые изучают спрос, готовят компанию и предлагают стартовую цену. Малая приватизация – только через онлайн-аукционы в системе ProZorro.Продажи. Стартовая цена – чистая стоимость активов, или 1 грн, если она отрицательная. Возможность международного арбитража и права в договоре купли-продажи”, – объяснил основные нюансы законопроекта Нефедов.

Законопроект “О приватизации” должен заменить семь действующих законов, дополнив их и объединив в один.

Когда государственная компания приходит в плачевное состояние, достаточно часто случается так, что правительство выносит решение о возможности ее приватизации частными лицами.

Взвесив все за и против, любое частное или юридическое лицо имеет право оформить указанное учреждение в частную собственность, если будет готово выполнить соответствующие условия и подойдет под те требования, которые были выдвинуты руководством к потенциальным приобретателям.

При этом многие даже не знают о том, что представляет собой приватизация госкомпаний и как должна проводиться данная процедура.

Узнайте, как решить именно вашу проблему. Задайте вопрос через форму (внизу), и наш юрист перезвонит вам в течение 5 минут, бесплатно проконсультирует.

В условиях постоянного роста дефицита бюджета правительство старается найти дополнительные источники финансирования, а так как на данный момент в России преследуется политика минимизации внешнего долга, а также постоянное наращивание золотовалютного резерва, возможность приватизации предприятий выглядит как наиболее оптимальное решение пополнения казны.

Еще одна достаточно важная причина, которая привела к необходимости приватизации государственных активов, заключается в повышенном уровне оттока капитала из экономики государства, который увеличивается с каждым новым годом, что связано с недостаточно развитым финансовым рынком. При этом в процессе приватизации компании планируется направить определенную часть полученного капитала в финансовый рынок, обеспечив таким образом его работу исключительно внутри экономики России.

Помимо всего прочего, продажа государственных пакетов обеспечивает рост рыночной капитализации различных предприятий за счет увеличения степени их ликвидности, а помимо этого новые собственники будут активно сокращать издержки, что также окажет положительное воздействие на кооперативное управление и эффективность различных сфер бизнеса.

Принудительная приватизация невозможна в той ситуации, когда кто-либо из нанимателей отказывается от проведения этой процедуры, и если принудить орган к оформлению этого документа можно, заставить каким-либо образом жильцов нельзя.

Возможна ли приватизация квартиры без согласия прописанных, можно узнать из этой статьи.

После прочтения статьи у вас остались вопросы? Напишите свой вопрос через форму (внизу), и наши специалисты оперативно подготовят оптимальные варианты решения вашей проблемы и перезвонят вам в день подачи заявки. Это бесплатно!

В первую очередь, план приватизации правительства на 2019 год включает в себя 19.5% от общего числа акций «Роснефти», которые на данный момент находятся в собственности государства. Приблизительная стоимость всех этих акций составляет 500 миллиардов рублей.

В конце 2019 года правительство снова взяло под свой контроль корпорацию «Башнефть», но в случае ее приватизации на торги уйдет не более четверти от общего количества акций данной компании, приблизительная стоимость которых будет составлять 87 миллиардов рублей.

ВТБ находится в собственности государства на 60.93%, поэтому максимум, который может быть выделен инвесторам со стороны государства, по мнению большинства финансовых экспертов, достигает 10.9%, стоимость которых составляет приблизительно 94 миллиарда рублей. При этом стоит отметить, что, по мнению некоторых специалистов, данная сумма преувеличена как минимум в два раза.

Если будет осуществляться приватизация АЛРОСА на рынке может появиться до 19% акций данной организации, что в общей сумме будет стоить инвесторам около 87 миллиардов рублей.

Еще один достаточно весомый лот – «Аэрофлот», из которого государство может предложить 10% акций на сумму до 6 миллиардов рублей, а также 24.99% акций «Совкомфлота», цена на которые может достигать 50 миллиардов рублей.

Читайте так же:  Военная ипотека о чем говорят отзывы военнослужащих

Помимо всего прочего, государство может продать до 24.99% акций «РЖД», но, скорее всего, будут реализованы дочерние организации.

Не обязятельно искать ответ на свой вопрос в этой длинной статье! Задайте вопрос через форму (внизу), и наши специалисты оперативно подготовят оптимальные варианты решения вашей проблемы и перезвонят вам в день подачи заявки. Это бесплатно!

В соответствии с заявлением президента, будет сделано все для того, чтобы исключить возможность реализации активов государства по минимальной цене, так как реализация имущества страны должна быть целесообразной. При этом эксперты говорят о том, что выручить крупные суммы за госактивы крайне сложно, потому что сегодня российский рынок переживает крайне тяжелые времена, когда цены диктуются потребителями.

Вряд ли потенциальные инвесторы будут также вдохновлены тем, что государство постарается всячески сохранить у себя контрольный пакет акций в тех корпорациях, которые инвестируются за счет бюджета страны.

При исполнении данного требования инвесторы, по сути, приобретают такие активы, на которые у них нет практически никакого влияния, и ни о какой планировке стратегии здесь не может быть и речи, что напрямую противоречит словам президента о том, что каждый покупатель должен иметь собственную стратегию развития покупаемых организаций.

Нет видео
Видео (кликните для воспроизведения).

Также не стоит забывать о том, что в соответствии со словами президента компании будут продаваться только тем лицам, которые находятся в российской юрисдикции, так как это должно исключить возможность вывода активов в офшоры.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Задайте вопрос через форму (внизу), и наши специалисты оперативно подготовят оптимальные варианты решения вашей проблемы и перезвонят вам в день подачи заявки. Это бесплатно!

В соответствии с экономическими прогнозами дефицит бюджета за год может достигать до 5% ВВП, и только процентный пункт от этой суммы можно покрыть за счет проведения приватизации.

Также, по прогнозам экспертов, приватизация государственных монополистов позволит обеспечить более эффективную работу рынка, так как в преимущественном большинстве случаев именно частные руководители обеспечивают максимально полезную работу тех или иных организаций.

При этом есть опасения по поводу того, что корпорации могут быть перекупленными западными инвесторами, что может негативно сказаться на экономике страны или даже ее суверенности.

После прочтения статьи у вас остались вопросы? Задайте вопрос через форму (внизу), и один из наших юристов перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

В первую очередь, государственным компаниям запрещается принимать участие в процедуре приватизации, причем частные инвестиции в основном должны концентрироваться в сфере оборонного комплекса и инфраструктуры.

Стоит отметить, что, по словам нового главы Росимущества, повальная приватизация на данный момент не предусматривается, так как государство собирается получить максимум выгоды с продажи собственной доли той или иной организации, а также хочет обеспечить полноценную реализацию дивидендной политики государственных компаний.

Однако потенциальные покупатели акций таких компаний как «Башнефть» и «Роснефть», по словам Игоря Шувалова, уже достаточно активно ведут переговоры с правительством, но на данный момент пока еще неизвестно, кто именно является этими покупателями.

Приватизация недвижимого имущества — процедура добровольного и безвозмездного получения гражданами в собственность занимаемого жилого помещения, которое находится в муниципальном или государственном фонде.

Сколько стоит приватизация земли, можно узнать отсюда.

Является ли правомерным отказ от участия в приватизации, читайте по этой ссылке.

Изображение - Основные нюансы приватизации госкомпаний proxy?url=https%3A%2F%2Fimg.gazeta.ru%2Ffiles3%2F353%2F8052353%2Fprezident-pic330-330x220-43761

Кремль обозначил принципы приватизации госкомпаний

Государство не знает, где взять денег на покрытие дефицита бюджета, и готово к продаже пакетов крупнейших госкомпаний. Но распродавать госсобственность накануне парламентских выборов по цене вдвое-втрое ниже, чем до кризиса, было бы политически неверным шагом, отмечают эксперты. Окно возможности для приватизации — в промежутке между думскими выборами в сентябре и концом 2016 года.

Владимир Путин собрал в понедельник глав крупнейших госкомпаний (ВТБ, «Роснефть», «Башнефть», РЖД, «Совкомфлот», «Аэрофлот», АЛРОСА), чтобы обсудить с ними принципы, на которых следует проводить приватизацию госсобственности.

Некоторые из принципов, впрочем, несколько противоречили друг другу.

Например, Путин потребовал не допустить продажи госактивов «за бесценок». «Реализация госимущества должна быть экономически оправданной, целесообразной. Нужно учитывать конъюнктуру и тенденции рынка. Не должно быть продаж акций за бесценок, по бросовой цене. Для бюджета это не принесет особой пользы», — отметил Путин.

Но продать госактивы по хорошей цене сейчас не получится: рынок на дне, и цены диктует покупатель.

Владимир Путин уверен, что российская экономика пошла в рост

Не вдохновит потенциального инвестора и такое ограничение, как желание властей «сохранять в руках государства» контрольный пакет акций системообразующих компаний с госучастием. Если исполнять это требование, то инвестор получит актив, на который он не сможет влиять, выстраивая стратегию развития по своему усмотрению.

Что противоречит следующему тезису президента: перевод акций в частные руки возможен только при наличии у покупателя стратегии развития приобретаемой компании.

Кроме того, новые владельцы приватизируемых активов должны находиться в российской юрисдикции, потребовал глава государства.

«Серые» схемы, вывод активов в офшоры, сокрытие собственников долей недопустимо», — сказал Путин, добавив, что идти на новую приватизацию, допуская дальнейшую офшоризацию российской экономики, неправильно.

Читайте так же:  Исковое заявление о разделе ипотеки после развода

Наконец, необходимо обеспечить максимальную прозрачность процесса приватизации «как для участников процесса, так и для общественности», заключил Путин.

Обновляемый сейчас властями антикризисный план предусматривает доходы от приватизации в размере 1 трлн руб. за два года. Ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов заявлял, что власти рассматривают амбициозный план приватизации на 2016 год.

Вообще, план приватизации госактивов был утвержден еще в 2013 году и был рассчитан на три года — 2014–2016 годы. В нем значились доли в шести компаниях («Внуково», «Шереметьево», «Аэрофлот», «Роснефть», «Ростелеком» и «Современный коммерческий флот»). Но из-за кризиса он практически не реализовывался. В 2014 году доходы от большой приватизации составили всего 20,9 млрд руб.

В плане приватизации на 2015 год стояла лишь одна крупная сделка — продажа 25% акций «Совкомфлота», от которой предполагалось выручить 12 млрд руб., но и она была перенесена на 2016 год. В октябре глава Росимущества Ольга Дергунова оценила доходы от приватизации в 2015 году в пять с небольшим миллиардов рублей — за счет продажи мелких активов (в 2014 году объем массовой приватизации составил 8,05 млрд руб.).

Сокращение госдоли в ВТБ ниже 50% плюс одна акция должно было координироваться с сокращением госдоли в Сбербанке. Но глава ЦБ Эльвира Набиуллина на встрече с президентом на прошлой неделе выступила против снижения доли в Сбербанке. По ее мнению, это подорвало бы доверие населения к крупнейшему госбанку. И Путин согласился.

Последний раз ЦБ продал 7,6% Сбербанка до контрольной в сентябре 2012 года. В ВТБ государство снизило свою долю с 75,5 до 60,9% в 2013 году.

Ранее глава Сбербанка Герман Греф настаивал на приватизации. Можно сократить пакет, которым владеет ЦБ, примерно наполовину, а затем и полностью сделать главный банк страны частным, заявлял Греф в интервью немецкому изданию Handelsblatt. Сейчас 50% минус одна акция Сбербанка торгуются на фондовом рынке, и «еще 25% можно было бы сразу выставить на торги». Оставшиеся 25% Греф предлагал оставить у ЦБ на переходный период.

План приватизации «Роснефти» был утвержден правительством еще в 2014 году — с 69,1 до 50% плюс одна акция. Акции должны быть проданы не ниже цены первичного публичного размещения в 2006 году — по $7,55.

«Ключевой вопрос: а кто покупатель, кто будет бенефициаром этой приватизации? Олигархи? Финансовые спекулянты, которые сорвали огромный куш на Московской бирже за счет обвала рубля, за счет обесценивания доходов предприятий и обнищания граждан?» — говорит советник президента Сергей Глазьев.

По подсчетам советника президента, за последние полтора года биржевые спекулянты заработали на манипуляции курсом нацвалюты $50 млрд.

«Экономическое чудо» в России возможно, считает советник президента Сергей Глазьев

Эти накопления не могут лежать долго мертвым грузом, они должны быть инвестированы. По этой причине крупные спекулянты договорились о возврате к принятой ранее программе приватизации госактивов. Но сейчас некоторые из них говорят, что с приватизацией не стоит торопиться, отмечает Глазьев. «Спекулянты говорят, что сначала надо провести санацию неэффективных компаний и банков с помощью бюджета, убрать убытки при помощи государства, иначе кто же купит госпакеты с такими дырами, а потом можно и в приватизации поучаствовать», — говорит Глазьев.

По этой причине президент обозначил принципы новой волны приватизации: публичность, исключение госкредитов и офшоров. На таких принципах, если сравнивать с 1990-ми, приватизация в России еще не проводилась, отмечает Глазьев.

«Помнится, та приватизация проходила на основе инвестиционных конкурсов, но кто проверял потом, выполнены ли обязательства? Никто не отчитался, но в большинстве случаев инвестпланы выполнены не были. При этом собственность у новых владельцев никто не отобрал. Такого не должно повторится», — говорит Глазьев.

Если приватизацию действительно получится провести на названных президентом принципах, то она может быть эффективной, и опыт других стран, в частности Великобритании, это доказывает, подчеркивает советник президента.

«Но я надеюсь, что компетентные органы проверят, откуда взялись деньги у новых приватизаторов. Чистота и легальность капитала при приватизации госсобственности — незыблемое правило во всех цивилизованных странах. Это делается для того, чтобы приватизация не использовалась для отмывания незаконно полученных доходов», — резюмирует советник президента.

Владимир Тихомиров из БКС называет план приватизации «пожарным вариантом правительства». Он всегда был наготове. Планы приватизации всегда тщательно обсуждаются, но до реальных действий дело не доходит. Тихомиров уверен, что на этот раз механизм «большой приватизации» если и будет запущен, то не в ближайшее время.

«Окно возможностей для приватизации — в промежутке между думскими выборами в сентябре и концом 2016 года. Потом стартует президентская гонка, и в это время принимать непопулярные решения власть тоже не будет без крайней на то необходимости», — говорит Тихомиров.

Во вторник, 2 февраля, премьер-министр Дмитрий Медведев проведет совещание по антикризисному плану, на котором также будут обсуждаться вопросы приватизации. По его словам, продажа пакетов акций госкомпаний поможет стабилизировать бюджет.

Несмотря на кризисную ситуацию в экономике и наличие дефицита бюджета в два с лишним триллиона рублей, крайней необходимости в срочном пополнении госбюджета за счет приватизации нет, считает Тихомиров. В первые полгода из-за неритмичного расходования бюджета его дефицит не будет ощутим. Деньги в бюджете на первое время есть, часть средств перебросят с прошлого года.

Читайте так же:  Земельный налог для пенсионеров нужно ли нам его платить

«Необходимость нарастить расходы появится к концу лета, к выборам. Но к этому времени нефть может подрасти в цене и дефицит бюджета сократится. В крайнем случае власть может порезать гособоронзаказ без ущерба для имиджа, потому что статьи расходов на оборонку все равно непрозрачны. А распродавать перед выборами госактивы по ценам в два-три раза ниже тех, что были до кризиса, чревато возмущением со стороны левой оппозиции. Такой козырной возможности им не дадут», — говорит Тихомиров.

В Минфине и Минэкономразвития от комментариев отказались.

Чем завершится приватизация российских государственных компаний

После совещания по приватизации у Владимира Путина стал понятен вероятный исход этой кампании. Скорее всего, некоторые доли госактивов будут распределены за бесценок среди близких к власти олигархов, пишет редактор “ДП” Александр Пирожков.

Вчерашнее совещание по приватизации у президента РФ Владимира Путина завершилось серией его взаимоисключающих заявлений, ставящих под сомнение полезность будущей продажи государственных компаний как для казны, так и для самих этих компаний. Как бы ни хотелось Минфину поправить дела бюджета за счет приватизации, шансы на такое решение проблемы бюджетных доходов выглядят весьма призрачными.

Forbes назвал претендентов на приватизацию российских госкомпаний

Как заявил Владимир Путин, государство не собирается расставаться с контролем над стратегическими предприятиями. Но именно крупнейшие предприятия, лидеры своих отраслей, такие как Сбербанк, “Роснефть”, “Ростелеком”, “Аэрофлот”, “Совкомфлот”, РЖД, являются самыми ценными и могут принести в казну действительно заметную выручку от продажи. Миноритарные пакеты акций в этих компаниях, а тем более другие, нестратегические, активы будут уже не так интересны инвесторам. Президент также огорошил публику двумя условиями для покупателей госкомпаний: они должны находиться в российской юрисдикции и представить стратегию развития покупаемого актива. Эти условия резко сужают круг потенциальных инвесторов и вероятность продажи госсобственности задорого.

Не менее странным выглядит требование для участников приватизационных сделок кредитоваться где угодно, только не в госбанках, либо покупать госактивы на собственные средства. В России большая часть кредитных ресурсов сосредоточена именно в госбанках, а иностранные банки вряд ли станут кредитовать отечественных приватизаторов из–за санкций.

Глава государства, вероятно, и сам уловил невыполнимость своих требований. Говоря о том, что приватизации за бесценок быть не должно, однако следует учитывать текущую конъюнктуру рынка, он заметил: “Мы с вами знаем, что некоторые вещи друг другу противоречат, но нужно находить золотую середину”. При перечисленных условиях самым вероятным исходом приватизационной кампании видится распределение некоторой доли госактивов именно за бесценок среди близких к власти олигархов. О настоящей приватизации, предполагающей переход госпредприятий в руки более эффективных, чем государство, собственников, речи, очевидно, не идет.

Казахстан: Новая приватизация, получится ли на этот раз?

Юрий Масанов

Казахстан продолжает движение к снижению доли государства в экономике. Проводимая сейчас приватизация государственных компаний, частичная и полная, должна подстегнуть конкуренцию и, в конечном счете, дать новый толчок экономическому росту.

Впрочем, нынешняя программа приватизации – это, по сути, уже вторая волна разгосударствления, начавшегося еще в 1990-х годах, после обретения страной независимости. Что происходит с программой сейчас и получится ли выполнить все поставленные планы? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Впервые приватизацией в Казахстане занялись сразу после объявления независимости – в 1991 году. Эта работа шла в общем русле перестройки экономики: Казахстан переходил от командно-административной системы к рыночной. Всего приватизация проходила в четыре этапа, и коснулась она за 1991-2005 годы более 39,8 тысячи объектов. Доходы государства превысили 334 млрд тенге.

Тем не менее, государство продолжало играть в экономике существенную роль. Так называемые “тучные годы” высоких цен на сырье позволяли большому числу государственных, или как их еще называют, национальных компаний работать, и делать это не всегда эффективно. Даже после начала мирового экономического кризиса в 2008 году количество госпредприятий не снижалось. Это видно из анализа портала Finprom.kz в 2017 году.

Изображение - Основные нюансы приватизации госкомпаний proxy?url=http%3A%2F%2Fmirperemen.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2019%2F03%2Fpk1

На графике видно, что, хотя доля госкомпаний и падает, само их число в абсолютном выражении стабильно. Нередко государственный капитал участвует в отраслях, где уже есть частный бизнес: например, дочерние компании фонда национального благосостояния “Самрук-Казына” работают в нефтедобыче и горно-металлургическом комплексе, авиаперевозках и так далее. Точных данных о доле госкомпаний в экономике нет, но в 2017 году выдвигалось мнение, что по капиталу доля национальных холдингов – “Самрук-Казына”, “Байтерек” и “КазАгро” – в ВВП страны достигала 50%.

Также “дочки” национальных холдингов нередко получают помощь от государства, на которую “частники” рассчитывать не могут. Показателен здесь пример, когда в 2015 году Национальный банк Казахстана купил у госхолдинга “Самрук-Казына” 10% национальной нефтегазовой компании “КазМунайГаз” из-за сложностей у последней в связи с падением цен на нефть. Член правления “Самрук-Казына” Берик Бейсенгалиев тогда назвал эту помощь “подставленным плечом”. Могла ли частная компания получить такую же поддержку? Едва ли.

Можно сказать, что квазигосударственный сектор в Казахстане показывает не ту эффективность, которую от него ждут. Одним из показателей этого являются долги крупнейших нацкомпаний. Например, к началу 2019 года долг национального железнодорожного оператора “Қазақстан темір жолы” превысил 1,7 трлн тенге. При этом больше половины займов – 57% – в иностранной валюте.

Читайте так же:  Чем грозит наличие задолженности по страховым взносам

Здесь же важно отметить, что с долгами своих дочерних компаний руководство фонда “Самрук-Казына” постепенно справляется. В 2018 году из “красной зоны финансового риска” вышли “КазМунайГаз” и энергетическая “Самрук-Энерго”. Тем не менее, вопрос о том, как они в эту зону попали, остается открытым.

Чтобы разогнать экономику после мирового кризиса, на который пришлось и падение цен на сырье, составляющее значительную долю экспорта Казахстана, Президент страны Нурсултан Назарбаев инициировал сразу несколько масштабных государственных программ. В 2010 году, например, стартовала первая пятилетка индустриально-инновационного развития, а в 2014-м – программа инфраструктурного развития “Нұрлы жол – Путь в будущее”. После масштабных вливаний в экономику был получен эффект, который и ждали: показатели роста валового внутреннего продукта в “минус” не уходили. Например, в 2015 году ВВП вырос на 1,2%, в 2016-м – на 1%, в 2017-м – уже на 4%, а в 2018-м – на 4,1%.

Достигнуто это было большими государственными затратами: по паспорту программы “Нұрлы жол – Путь в будущее” в 2015 году из одного Национального фонда страны (где накапливаются нефтяные доходы) должны были составить 796 млрд тенге, в 2016-м – 379 млрд, а в 2017-м – до 3 млрд долларов США.

Директор казахстанского Центра прикладных исследований “Талап” Рахим Ошакбаев назвал это “казахстанским кейнсианством”. Эксперт в публикации на Facebook еще в 2016-м отметил, что в 2011-2016 годах показатели государственных расходов опередили темпы роста экономики за этот период.

“Этот феномен мы объясняем объективно слабыми институтам, которые не дают возможности контролировать эффективность госрасходов. В итоге, наращивание расходов не дает инклюзивного и устойчивого роста экономики, раздувает квазигоссектор, наносит катастрофический ущерб конкуренции, искажая рыночные сигналы. (…) И это не говоря про то, что мы просто не можем уже себе позволить текущий уровень госрасходов – в бюджете 2016 года практически 50% доходов – это трансферты из Нацфонда”, – писал Рахим Ошакбаев.

Между тем, помимо прочих мер, для стимулирования экономического развития власти решили заняться и снижением доли государства в экономике. Первой попыткой здесь можно назвать программу “Народное IPO”, принятую в 2011 году. По ней рядовым казахстанцам предлагали купить акции нацкомпаний, первыми из которых стали оператор электроэнергетической системы KEGOC и оператор магистральных нефтепроводов “КазТрансОйл”. Всего в программе приняли участие 76 тысяч физических лиц вместо запланированных 160 тысяч. В 2015 году программу свернули – акции других своих компаний фонд “Самрук-Казына” не выставил, а в Счетном комитете заявили, что поставленные перед программой цели выполнены не были.

Позже, в конце 2015 года, правительство Казахстана приняло “Комплексный план приватизации”. Теперь цель была установлена четкая – сократить участие государства в экономике до 15% к 2020 году. Работа перед правительством стояла большая: как видно, спустя два года после принятия плана – в 2017-м – почти 47% всех крупных предприятий в Казахстане все еще находились в полной либо частичной госсобственности.

В список новой волны приватизации попало много значимых для страны объектов: ж/д-оператор “Қазақстан темiр жолы”, нефтегазовый гигант “КазМунайГаз”, атомная “КазАтомПром”, энергетическая “Самрук-Энерго”, горнорудная “Тау-Кен Самрук”, “Казпочта”, авиакомпания “Эйр Астана” и многие другие. С полным перечнем можно ознакомиться здесь.

Нацкомпании выходят в Астану и Лондон

В феврале 2019 года Алихан Смаилов, будучи тогда еще министром финансов, выступая на коллегии своего министерства, сообщил, что из 898 объектов Комплексного плана приватизации продано 473 объекта на сумму 470 млрд тенге. 280 объектов направлено на реорганизацию и ликвидацию. Исполнение плана по приватизации составило 84%.

О том, что подход к приватизации нужен системный, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев говорил неоднократно.

“Какая часть экономики должна оставаться в государственной собственности? Были же у нас такие ситуации, когда обратно приходилось выкупать приватизированные предприятия за счет госфонда. То, что мы в свое время раздали. А сейчас мы говорим о приватизации, потому что у правительства нет системного подхода к этим вопросам. О результатах проведенной работы в следующем году должен быть другой доклад. У министерства финансов большая ответственность”, – сказал казахстанский лидер на расширенном заседании правительства страны в феврале 2017 года.

К слову, семь объектов из списка приватизации были исключены. В их числе, например, “КазАгроФинанс” – госкомпания, которая поддерживает сельское хозяйство через обеспечение доступа аграриев к финансам и лизинговой технике, а также экспортная страховая компания KazakhExport.

Часть компаний планируют приватизировать частично – через IPO, то есть первичное размещение акций на бирже. Первой такой нацкомпанией стал “КазАтомПром”, который в ноябре 2018 года выставил свои ценные бумаги на торговых площадках в Астане (AIX) и Лондоне (LSE). Собственно, с размещения акций этой компании и началась работа биржи Международного финансового центра “Астана”. Последующие IPOдолжны дать дополнительный толчок приходу туда инвесторов.

Всего в ноябре 2018 года было успешно выставлено 15% “КазАтомПрома” на 451 млн долларов. Впрочем, из этой суммы 150 млн заплатил Единый накопительный пенсионный фонд Казахстана.

В 2019 году так же, через IPO, планируют частично приватизировать телеком-оператора “Казахтелеком” и авиакомпанию “Эйр Астана”, а в 2020-м – “Қазақстан темiр жолы”, “КазМунайГаз”, “Казпочту” и “Самрук-Энерго”. Однако, будут ли выполнены эти планы, пока сказать сложно. Так, в декабре 2018-го отраслевая ассоциация горно-металлургических предприятий выступила с инициативой отложить приватизацию “Қазақстан темiр жолы” до 2025 года. И, как стало известно, по этому вопросу уже прошло несколько совещаний в правительстве.

Читайте так же:  Преимущества каско от компании интач

Могут быть у планов по приватизации и другие проблемные вопросы. Эксперт инвестиционной компании Exante Дмитрий Сочин напоминает, что в начале февраля появилась информация о решении правительства Казахстана отложило IPO “КазМунайГаза”в Лондоне, которое изначально планировали провести в 2019-м. Для этого есть весомые внешние причины.

“Причиной этому стало ослабление интереса со стороны инвесторов к размещениям ценных бумаг из-за неопределенности вокруг Brexit, политической напряженности в США и замедления роста мировой экономики”, – подчеркивает Сочин.

По мнению эксперта, одним из самых интересных с точки зрения дальнейшего бизнеса и развития, а также финансовых результатов является “Казахтелеком”. Другая планируемая к приватизации нацкомпания – “Самрук-Энерго”– работает в отрасли, которую жестко регулирует антимонопольный комитет. В Казахстане нет свободного рынка сбыта энергии, при этом ставки на объемы электричества низкие, а коммунальное хозяйство требует значительных капитальных затрат.

Авиационная “Эйр Астана”, несмотря на достаточно прочные позиции на рынке авиаперевозок и весьма неплохие перспективы по дальнейшему росту, сильно подвержена макроэкономическим рискам.

“В 2014-2016 годах, когда цены на углеводороды значительно снизились, а тенге сильно ослаб к валютам развитых стран, в Казахстане наблюдалось резкое снижение темпов роста пассажирооборота, что вылилось в снижение выручки компании”, – отметил Дмитрий Сочин.

При этом отраслью, которая меньше других чувствительна к экономическим потрясениям, традиционно остаются телекоммуникации. В республике на этом рынке доминирует нацкомпания “Казахтелеком”. Телеком-оператор достаточно уверенно и стабильно управляет своими финансовыми показателями имеет четкое видение по дальнейшему росту. Компания, отмечает Сочин, планирует стать весомым игроком в сегменте передачи и хранения данных в регионе. И под регионом имеется в виду не только Центральная Азия, но и Ближний Восток с Индией.

“Однако вся тема с публичными размещениями в Казахстане омрачена недоверием со стороны иностранных игроков к инвестициям в страну. Это связано как с непоследовательными шагами по развитию экономики, нестабильным законодательством, так и с достаточно частым ущемлением прав миноритарных акционеров с точки зрения общемировой практики”, – подытожил эксперт.

Путин назвал главные условия приватизации ключевых госкомпаний

Президент провел совещание с их руководителями в Кремле

01.02.2016 в 17:14, просмотров: 9972

Президент РФ Владимир Путин провел совещание по приватизации государственных компаний, в ходе которого выдвинул ряд критериев, по которым предприятия будут переходит в частную собственность, сообщает ТАСС.

Изображение - Основные нюансы приватизации госкомпаний proxy?url=https%3A%2F%2Fstatic.mk.ru%2Fupload%2Fentities%2F2016%2F02%2F01%2Farticles%2FdetailPicture%2F8d%2F89%2F1c%2Fbf6249571_1479302

На совещании присутствовали руководители «Роснефти», «Аэрофлота», РЖД, «Башнефти», «Совкофмлота» и «Алросы», чьих предприятий и должна коснуться приватизация.

По словам Путина, необходимо, во-первых, передавать госпакеты компаний в частные руки только при том условии, чтобы их новые владельцы имели четкую стратегию развития бизнеса. В таком случае приватизация станет началом «структурных изменений в экономике».

Во-вторых, эти владельцы должны будут найти деньги на покупку акций не в качестве кредитов у государственных банков, так как иначе «толку будет немножко».

Наконец, государство должно будет проследить, чтобы приватизируемые активы не «ушли» из российской юрисдикции. Путин настаивает на том, что при приватизации недопустимы серые схемы и офшоры, он надеется избежать «дальнейшей офшоризации экономики».

При этом Путин отдельно оговорился, что согласен с позицией Набиуллиной по Сбербанку, приватизацию которого считает преждевременной.

Отметим, что перед совещанием акции потенциально приватизируемых компаний росли в цене: в частности, бумаги «Аэрофлота» подорожали на 9%.

Изображение - Основные нюансы приватизации госкомпаний proxy?url=https%3A%2F%2Fstatic.mk.ru%2Fmedia%2Fimg%2Fmk.ru%2Fno_avatar

© ЗАО “Редакция газеты “Московский Комсомолец” Электронное периодическое издание «MK.ru»

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство Эл № ФС77-45245 Редакция – ЗАО “Редакция газеты “Московский Комсомолец”. Адрес редакции: 125993, г. Москва, ул. 1905 года, д. 7, стр. 1. Телефон: +7(495)609-44-44, +7(495)609-44-33 , e-mail [email protected] Главный редактор и учредитель – П.Н. Гусев. Реклама третьих сторон

Все права на материалы, опубликованные на сайте www.mk.ru, принадлежат редакции и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте www.mk.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал mk.ru, до или после цитируемого блока.

Для читателей: в России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля».
Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба».

Изображение - Основные нюансы приватизации госкомпаний 345457456344556
Автор статьи: Алина Соколова

Добрый день. Меня зовут Алина, уже более 6 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима обязательная консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here