Основные положения гк рф о ликвидации юридического лица

Сегодня предлагаем статью на тему: "основные положения гк рф о ликвидации юридического лица", написанную простым и доступным языком. Все вопросы задавайте в комментариях после статьи или нашему дежурному юристу.

Основные положения ГК РФ о ликвидации юридического лица в 2019

Компания может быть ликвидирована без перехода обязанностей и прав в рамках правопреемства к иным лицам, за исключением тех случаев, которые предусмотрены ГК РФ о ликвидации юридического лица.

Компания может прекратить свое существование по решению:

  • учредителей;
  • суда, в случае обнаружения грубых нарушений законодательства и, если данные нарушения носят непоправимый характер.

В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте. Задайте вопрос через форму (внизу), и один из наших юристов перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Требования займодателей в рамках ликвидации юридического лица могут быть удовлетворены в следующем порядке:

  • В главную очередь должны быть удовлетворены запросы тех граждан, перед которыми организация несет прямую ответственность за сохранность жизни и здоровья. Делается это путем выплаты определенных платежей в несколько траншей.
  • В следующую очередь выплачиваются выходные пособия и зарплаты лицам, осуществлявших свою трудовую деятельность на предприятии по договору.
  • Далее осуществляются расчеты по платежам в бюджетные и внебюджетные организации.
  • В последнюю очередь производится расчет с кредиторами.
Нет видео
Видео (кликните для воспроизведения).

При ликвидации финансовых структур, которые привлекали для своей деятельности средства физических лиц осуществляются выплаты в соответствии с действующим законодательством. Требования каждого должны быть удовлетворены в порядке очереди, установленной выше. Исключением считаются требования кредиторов по тем долгам, которые обеспечены имущественным залогом.

Требования займодателей по обязательствам, подкрепленным заложенным имуществом должны быть удовлетворены только за счет средств, которые были получены после продажи данного имущества. Те кредиторы, которые не были удовлетворены по обязательствам от продажи залога получают изыскание в рамках последней очереди.

Если активов должника не хватает для удовлетворения всех запросов, то они должны быть распределены между кредиторами в долях, равных сумме требований. Займодатель имеет право обратиться в судебные инстанции, если ликвидационная комиссия отказала в удовлетворении требований, либо уклонилась от выплат.

Требования о прекращении деятельности организации на основании второго пункта ГК РФ о ликвидации юридического лица могут быть предъявлены суду только со стороны государственных органов или органов местного управления, которым были даны права на предъявление в соответствии с действующим законодательством.

Суд может потребовать от самих учредителей юридического лица в самостоятельном порядке осуществлять процедуру ликвидации. Т.е. компании, которые осуществляли свою деятельность в рамках коммерческого проекта, потребительского объединения или же благотворительного фонда обязаны осуществлять процедуру ликвидации в рамках положений ст. 65 ГК. В этом случае организация признается банкротом.

Если имущества компании недостаточно для покрытия всех требований кредиторов, то процедура проводится также в соответствии с порядком, установленным в ст. 65. Ликвидация юридического лица не может быть осуществлена, если предприятие носит казенный характер в соответствии с ст. 61 настоящего ГК РФ.

Процесс ликвидации должен в полной мере обеспечить защиту интересов всех заинтересованных сторон, начиная от кредиторов и заинтересованных третьих лиц и заканчивая уполномоченными участниками процедуры со стороны юридического лица. В ином случае суд может постановить нецелесообразность процесса.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Задайте вопрос прямо сейчас через форму (внизу), и один из наших юристов перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Обязанности по ГК РФ о ликвидации юридического лица в 2019

Настоящий федеральный закон устанавливает следующий общий порядок ликвидации:

Ликвидация коммерческого банка может происходить как в добровольном, так и в принудительном режиме.

Нюансы ликвидации ИП в 2019 году рассмотрены в этой статье.

В статье 61 данного ФЗ указываются общие параметры ликвидации – юридической процедуры, которая направляется на прекращение деятельности организации без передачи его обязанностей сторонним лицам в рамках правопреемственности. Под отсутствием оного законодательство подразумевает отсутствие не любого, а только универсальной формы правопреемства.

Ликвидация не исключает возможности сингулярного правопреемства, когда происходит переход только определенных прав ликвидируемой организации к другому лицу. Таким образом права компании могут перейти к займодателям в процессе расчета с ними. Учредители также могут получить ряд прав и ответственность от бывшего юридического лица.

Что касается прав, то учредители могут получить ликвидационную квоту – имущество, оставшееся после выплат всех издержек кредиторам. Именно поэтому отказ от универсальной формы правопреемства и отличает процесс ликвидации от реорганизации.

Организация может официально прекратить существовать в общем порядке либо при непосредственном вмешательстве судебных органов.

В большинстве случаев ликвидацией занимаются сами учредители или уполномоченный представитель юридического лица, который в соответствии с документами осуществляет такую деятельность.

В судебном порядке организация ликвидируется по запросу государственных органов.

Данными органами могут быть:

  • органы налогового обеспечения или государственной регистрации;
  • центральный банк РФ;
  • органы страхового обеспечения и надзора;
  • прокуратура по месту деятельности организации.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно вашу проблему. Напишите свой вопрос через форму (внизу), и наш юрист перезвонит вам в течение 5 минут, бесплатно проконсультирует.

Основные изменения, которые были внесены в федеральный закон о ликвидации предприятий имеют следующий вид:

Детально о плюсах и минусах альтернативной ликвидации через оффшор — в этой статье.

По ссылке доступна общая инструкция по ликвидации бизнеса.

Материалы подготовлены группой консультантов-методологов ЗАО “BKR-Интерком-Аудит”

Ликвидация юридического лица регулируется нормами ГК РФ и следующими федеральными законами:

Читайте так же:  Как получить автокредит в связь банке

· Федеральным законом от 8 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон – №129-ФЗ);

· Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

· Федеральным законом от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Закон №208-ФЗ);

· Федеральным законом от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон №14-ФЗ);

· Федеральным законом от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Закон №161-ФЗ);

· Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) и иными законами.

Отметим, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) (статья 61 ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей юридического лица, принудительная – по решению суда.

Нет видео
Видео (кликните для воспроизведения).

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) добровольно – по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе:

Ø в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо;

Ø в связи с достижением цели, ради которой оно создано.

2) принудительно – по решению суда в случаях, если:

Ø при создании организации были допущены грубые нарушения закона и эти нарушения носят неустранимый характер;

Ø деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии);

Ø деятельность организации запрещена законом;

Ø деятельность организации осуществляется с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

Ø общественная или религиозная организация (объединение), благотворительный или иной фонд систематически осуществляют деятельность, противоречащую их уставным целям, и так далее.

Отметим, что требование о ликвидации юридического лица по вышеперечисленным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому законом предоставлено право на предъявление такого требования. В настоящее время такими органами являются:

¾ Федеральная налоговая служба (далее – ФНС);

¾ Центральный банк Российской Федерации;

¾ Федеральная антимонопольная служба (далее – ФАС) в случае ограничения конкуренции между коммерческими организациями;

В соответствии с пунктом 3 статьи 61 ГК РФ обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица суд может возложить на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.

Если же в установленные сроки ликвидация юридического лица не произведена, суд, руководствуясь пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее Постановление Пленума №6/8), назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Центрального округа от 1 ноября 2005 года №А08-2146/05-4).

Ликвидации подлежит и юридическое лицо, в случае признания его банкротом. Это установлено статьей 65 ГК РФ.

Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, по решению суда может быть признано несостоятельным (банкротом). Согласно статье 2 Закона №127-ФЗ:

«несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее – банкротство)».

Признание юридического лица банкротом согласно статье 65 ГК РФ влечет его ликвидацию.

Порядок ликвидации юридического лица вследствие его банкротства, а также очередность удовлетворения требований кредиторов устанавливается Законом №127-ФЗ.

Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия, учреждения, политические партии и религиозные организации.

Кроме того, существуют определенные условия деятельности организации, невыполнение которых также влечет ее ликвидацию:

– если число участников закрытого акционерного общества (далее – ЗАО) превышает 50 человек, общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество (далее – ОАО) в течение года. Если в течение этого срока, число участников общества не уменьшится до установленного законом предела, оно подлежит ликвидации в судебном порядке (пункт 3 статьи 7 Закона №208-ФЗ);

– если число участников общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) превышает 50 человек, общество подлежит преобразованию в ОАО или в производственный кооператив в течение года. При невыполнении этого требования и несокращении числа участников до установленного законом предела общество подлежит ликвидации в судебном порядке (пункт 3 статьи 7 Закона №14-ФЗ);

– в случае неполной оплаты уставного капитала ООО в течение года с момента его государственной регистрации общество должно или объявить об уменьшении своего уставного капитала до фактически оплаченного его размера и зарегистрировать его уменьшение в установленном порядке, или принять решение о ликвидации общества (пункт 2 статьи 20 Закона №14-ФЗ);

– если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов ООО окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного законом на дату государственной регистрации общества, то общество подлежит ликвидации (пункт 3 статьи 20 Закона №14-ФЗ).

Обязанности юридического лица, принявшего решение о ликвидации, закреплены статьей 62 ГК РФ:

– учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что организация находится в процессе ликвидации;

– учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК РФ, другими законами.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.

Читайте так же:  Судебная практика по делам, связанным с материнским капиталом

Ликвидационная комиссия выступает в суде от имени ликвидируемого юридического лица.

Порядок ликвидации юридического лица установлен статьей 63 ГК РФ.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации юридического лица.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свое существование, с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Более подробно с вопросами касающимися ликвидации юридических лиц и банкротства Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Ликвидация юридических лиц и филиалов, банкротство ».

В соответствии с п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация – это прекращение юридического лица при отсутствии правопреемства в его правах и обязанностях.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.

Добровольная ликвидация осуществляется по решению:

  • – его учредителей (участников);
  • – органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае:

  • – допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • – либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом;
  • – либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • – либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям;
  • – а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

Требование о ликвидации юридического лица в принудительном порядке может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (например, антимонопольным органом).

Ликвидация юридического лица включает в себя несколько этапов:

1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

2. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о его ликвидации, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

  • 3. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов. Данное положение не распространяется на учреждения, которые несут ответственность только денежными средствами. Субсидиарную ответственность по их обязательствам несут собственники имущества.
  • 4. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского кодекса РФ.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

5. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Одним из оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации юридического лица является несостоятельность (банкротство).

Несостоятельность (банкротство) – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию. В этом случае основной целью ликвидации является справедливое распределение оставшегося имущества юридического лица между его кредиторами в рамках конкурсного производства.

Читайте так же:  Индексация алиментов пример расчета и образец заявления

Принудительное банкротство осуществляется по решению суда, добровольное – по решению самого несостоятельного (банкрота). В некоторых случаях несостоятельный должник обязан обратиться в суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом).

Порядок ликвидации в случае несостоятельности определен Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Несостоятельным (банкротом) в соответствии со ст. 65 Гражданского кодекса РФ может быть признано по решению суда юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо фонда. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо фонда, может совместно с кредиторами принять решение об объявлении о своем банкротстве и о добровольной ликвидации.

Казенные предприятия и некоммерческие организации, кроме потребительских кооперативов и фондов, не могут быть признаны несостоятельными (банкротами).

Признаки и критерии несостоятельности (банкротства). В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику – юридическому лицу – в совокупности составляют не менее чем сто тысяч рублей, и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Как проходит принудительная ликвидация юридического лица в 2019

В современном законодательстве под ликвидацией юридических лиц подразумевается процедура прекращения их деятельности, предусматривающая определенные этапы и способы проведения. В зависимости от оснований она может быть проведена двумя способами: добровольным и принудительным.

В обоих случаях вариант правопреемственности ЮЛ не предусматривается. Именно этой особенностью и отличается ликвидация от реорганизации, при которой переход прав и обязанностей юридического лица к правопреемнику может осуществляться.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно вашу проблему. Задайте вопрос прямо сейчас через форму (внизу), и один из наших юристов перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Официально принятое понятие «ликвидация юридического лица» подано в ГК РФ (Ст. 61), где указано, что ликвидацией называется прекращение его существования, исключающее правопреемственность (обязанности права переходят к иным лицам). Она предполагает корпоративное действие (комплекс важных мероприятий, проводимых лицами в процессе их деятельности), после которых действующее ЮЛ перестает существовать.

Этот же закон гласит, что принудительную ликвидацию существующего ЮЛ проводят лишь на основании судебного решения. Потребовать ее на законных основаниях могут государственные органы, регистрирующий орган и местные органы самоуправления.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Задайте вопрос прямо сейчас через форму (внизу), и наши специалисты оперативно подготовят оптимальные варианты решения вашей проблемы и перезвонят вам в день подачи заявки. Это бесплатно!

Под принудительной ликвидацией ЮЛ подразумевается комплекс мероприятий, порядок их выполнения регламентируется ГК РФ (Ст. 63).

Согласно которого ликвидационная комиссия свои действия осуществляет поэтапно:

Основания для принудительной ликвидации юридического лица предписаны ГК РФ.

Основными факторами, которые могут стать основанием для вынесения решения арбитражным судом о принудительной ликвидации относят, прежде всего, нарушения закона неустранимого характера:

  • ведение деятельности без наличия разрешения/лицензии;
  • наличие регулярных или серьезных нарушений законодательства РФ;
  • не соблюдение целевого предназначения организацией (некоммерческой).

Но сегодня действуют иные законодательные документы, содержащие ряд дополнительных оснований для вынесения решения о принудительной ликвидации компании, поэтому данный перечень нельзя считать полным.

Состав ликвидационной комиссии (в большинстве случаев) формируется из руководителя предприятия, таких ее сотрудников как юристы, экономисты, бухгалтера и т.п., учредителей. Такой подход к формированию ее состава не на пользу кредиторам, потому что такая комиссия будет действовать преимущественно в интересах самих учредителей. Но это уже вопрос правового регулирования самого института такой структуры на принципах независимости.

Созданная ликвидационная комиссия в обязательном порядке должна получить одобрение регистрирующего налогового органа, учредителей или органа, принявшего решение ликвидировать ЮЛ, уведомленными о назначении ликвидатора и создании такой комиссии. В ЕГРЮЛ вносятся сведения о формировании комиссии этим органом, а представителю юридического лица выдается выписка из реестра и соответствующее свидетельство.

Затем следует оповестить банк о составе комиссии. Он переоформит в учетной карточке подпись на ее председателя и ответственного за ведение бухгалтерской документации на период осуществления ликвидации.

На законных основаниях обратиться в судебные инстанции с заявлением о прекращении деятельности ЮЛ имеют право местные органы самоуправления и соответствующий государственный орган.

По законодательству РФ иск о прекращении деятельности может подаваться такими органами:

  • налоговой инспекцией;
  • регистрирующим органом;
  • прокурором;
  • Центральным банком РФ;
  • государственным уполномоченным органом в случае негосударственного пенсионного обеспечения;
  • антимонопольным органом, в том числе федеральным (в пределах его компетенции);
  • заинтересованными лицами.

Важно! Решение о ликвидации фонда принимается исключительно судом по заявлению заинтересованного лица, в качестве которого может выступить и уполномоченный орган фонда, предписанный в учредительных документах, и сами учредители.

После прочтения статьи у вас остались вопросы? Задайте вопрос через форму (внизу), и в течение часа профильный специалист перезвонит вам, чтобы оказать бесплатную консультацию.

Важные оговорки принудительной ликвидации юридического лица

Анализ арбитражной практики и рекомендации для налоговых органов, в каких случаях необходимо обращаться в суд, а в каких лучше обойтись без этого, изложен в письме № СА-4-14/12088 от 25.06.2014 ФНС России.

Читайте так же:  Какой установлен размер штрафа за отсутствие страховки осаго в 2019 году

Налоговый орган с иском о ликвидации юридического лица на основаниях, предусмотренных ФЗ РФ (Ст. 61) может обратиться в суд:

  • предприятие не обнаружено инспекцией по адресу, указанному в учредительной документации;
  • предприятие осуществляет деятельность с неоднократными/грубыми нарушениями законодательных актов;
  • выявлены грубые/неоднократные нарушения налогового кодекса.

Регистрирующие органы обращаются в суд с заявлением о ликвидации компании, когда имеют место такие случаи:

  • ЮЛ допущены грубые нарушения законодательных/нормативно-правовых актов государственной регистрации;
  • при создании предприятия допущены грубые нарушения законодательства РФ неустранимого характера;
  • при частичной оплате акций АО в течение определенного срока, если не принято решение об уменьшении уставного капитала;
  • уставной капитал ООО не уплачен в полном объеме в течение законом предписанного периода и не принято решения о его уменьшении;
  • стоимость чистых активов ООО по завершении установленных сроков ниже минимального уставного капитала, а решение о самоликвидации не принято;
  • ООО, созданное до начала действия Федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998, не привело учредительную документацию в соответствие законным нормам или не преобразовались в АО в установленные сроки;
  • предприятие, зарегистрированное до 01.07. 2002 г., (не позже 31.12. 2002 г.) не подало сведений, предусмотренных Федеральным законом РФ (Ст.5 п.1) в регистрирующий орган;
  • ИП, предприятия, созданные хозобществами или религиозными организациями, благотворительными фондами и т.п., основанные с правом ведения хозяйственной деятельности, до 01.07. 1999 г. не преобразовались в АО, кооперативы или не ликвидировались.

Согласно действующего законодательства, о своей ликвидации юридическое лицо обязано объявить официально, чтобы кредиторы могли предъявить требования к компании.

Для этого ЮЛ необходимо разместить объявление в журнале, который обязуется опубликовать его. Каждого кредитора необходимо информировать лично. Ему отправляется письмо с указанием срока, до которого можно подавать свои требования (до 2 месяцев).

Текст сообщения о ликвидации должен содержать обязательные сведения:

  • официальное и развернутое наименования юридического лица;
  • ОГРН предприятия;
  • ИНН и КПП данного лица;
  • место расположения.

Перед началом осуществления принудительной ликвидации ЮЛ за 2 месяца об этом должны необходимо проинформировать работников, службу занятости и за 3 месяца профсоюз (если есть).

Службы занятости населенного пункта, где произойдет массовое увольнение, тоже необходимо оповестить за 2 месяца, им нужно отослать личную информацию о каждом из сотрудников и сумму их зарплаты.

Выплату задолженности кредиторам ликвидационная комиссия начинает после проверки налоговых органов.

Согласно ГК РФ для этого устанавливается очередность:

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

1. Статья 61 посвящена общим вопросам ликвидации – юридической процедуре, направленной на прекращение ЮЛ без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1). Под отсутствием правопреемства закон имеет в виду отсутствие не любого, а только универсального правопреемства, так как процедура ликвидации сама по себе отнюдь не исключает сингулярное правопреемство (переход отдельных прав и обязанностей ликвидируемого ЮЛ к другим лицам). Так, права ликвидируемого ЮЛ могут переходить к его кредиторам в результате расчетов с ними, учредители (участники) также в целом ряде случаев могут приобрести как его права (получая имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, – так называемую ликвидационную стоимость, или квоту), так и обязанности (отвечая в субсидиарном порядке по его обязательствам перед кредиторами). Отсюда отсутствие именно универсального правопреемства отличает ликвидацию от всякой реорганизации.

2. Юридическое лицо может быть ликвидировано в обычном или в судебном порядке. Обычно ЮЛ ликвидируется по решению учредителей (участников) либо органа ЮЛ, уполномоченного на решение такого вопроса учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой оно создано (добровольная ликвидация) (абз. 2 п. 2 ст. 61). В судебном порядке ЮЛ ликвидируется по требованию уполномоченных госорганов или органов местного самоуправления (ср. с абз. 1 п. 2 ст. 57 ГК, в котором решение о разделении и выделении принимают только уполномоченные госорганы или сам суд).

Уполномоченными на ликвидацию, в частности, могут быть различные публичные органы: а) регистрирующие (налоговые) органы (п. 2 ст. 25 Закона о регистрации юридических лиц, п. 6 ст. 35 Закона об акционерных обществах, п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации” (Ведомости РФ. 1991. N 15. Ст. 492)); б) ЦБ РФ (ст. 23.1 Закона о банках); в) орган страхового надзора (п. 10 ст. 32.8 Закона об организации страхового дела); г) прокурор (ч. 2 ст. 9 Закона о противодействии экстремизму, п. 2 ст. 24 Закона о противодействии терроризму, п. 4 ст. 27 Закона о прокуратуре).

Читайте так же:  Стоит ли брать кредит наличными в русфинанс банке

Поводы для судебной ликвидации ЮЛ: а) грубые и неустранимые нарушения закона, допущенные при создании ЮЛ; б) осуществление ЮЛ деятельности без лицензии; в) осуществление ЮЛ запрещенной законом деятельности; г) осуществление ЮЛ деятельности с нарушением Конституции; д) осуществление ЮЛ деятельности с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства; е) систематическое осуществление некоммерческой организацией (в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом) деятельности, противоречащей ее уставным целям; ж) другие предусмотренные ГК случаи (см., например, ст. ст. 81, 86, п. 2 ст. 119 ГК). Поскольку последние предусматривает только ГК, нарушение иных законов – основание для судебной ликвидации ЮЛ, только если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта (п. 23 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

В зависимости от решения суда ликвидация ЮЛ может быть вынужденной (если обязанности по ликвидации возложены судом на учредителей (участников) ЮЛ или на его орган, уполномоченный на ликвидацию) или принудительной (если они возложены судом на специально назначенного для этого ликвидатора) (абз. 3 п. 2, п. 3 ст. 61). Если по решению суда обязанности по ликвидации возложены на учредителей (участников) ЮЛ либо уполномоченные его учредительными документами органы (п. 3 ст. 61), однако в установленный срок ликвидация ЮЛ не произведена, суд назначает ликвидатора и уже ему поручает осуществить ликвидацию ЮЛ. При решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения законодательства о банкротстве по аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК, п. 24 Постановления ВС и ВАС N 6/8).

3. Правила п. 2 ст. 61 не являются ни универсальными, ни исчерпывающими: некоторые ЮЛ ликвидируются только в судебном порядке (абз. 1 п. 2 ст. 119 ГК), к тому же иногда требовать судебной ликвидации ЮЛ могут не только публичные (абз. 1 п. 3 ст. 61), но и частные лица (кредиторы – абз. 1 п. 4 ст. 116 ГК, заинтересованные лица – абз. 1 п. 2 ст. 119 ГК); известна также возможность упрощенной (внесудебной) ликвидации.

Так, если ЮЛ в течение последних 12 месяцев не представляло документы отчетности согласно законодательству РФ о налогах и сборах и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, регистрирующий орган независимо от причин такой ситуации принимает решение о предстоящем исключении его из ЕГРЮЛ как фактически прекратившего свою деятельность (недействующего) и в течение 3 дней с момента принятия такого решения публикует соответствующую информацию, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений всем тем лицам, чьи права и законные интересы могут быть при этом затронуты (включая само недействующее ЮЛ и возможных его кредиторов). При отсутствии заявлений в течение 3 месяцев с момента опубликования этих сведений ЮЛ исключается из ЕГРЮЛ, в противном случае (при наличии заявлений) решение о его исключении из ЕГРЮЛ не принимается, а само ЮЛ может быть ликвидировано только в обычном порядке (т.е. с соблюдением правил ст. ст. 62 – 64 ГК).

Исключение недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ может быть обжаловано заинтересованными лицами (кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с его исключением) в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав. Соответствующие споры подведомственны арбитражным судам. Упрощенная ликвидация позволяет оперативно “очищать” ЕГРЮЛ от организаций, существующих de jure, но не de facto, поддерживая тем самым его “чистоту” (ст. 21.1, п. п. 7 – 9 ст. 22 Закона о регистрации юридических лиц).

4. Особый повод для ликвидации и процедура ликвидации ЮЛ – его несостоятельность (банкротство), т.е. неспособность ЮЛ удовлетворить требования кредиторов, причем признание ЮЛ банкротом и его ликвидация по правилам специального законодательства (о банкротстве) необходимы во всех случаях, если стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (п. 4 ст. 61, ст. 65 ГК).

Участь банкротства может постичь большинство ЮЛ. Из числа коммерческих организаций банкротами не могут быть только казенные предприятия, из числа организаций некоммерческих – все учреждения (ст. 120 ГК), политические партии, являющиеся, как известно, одной из форм общественного объединения (Закон о партиях, ст. 12.2 Закона об общественных объединениях, ст. 117 ГК) и религиозные организации (ФЗ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях”) (СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; ст. 117 ГК).

5. Особый статус в вопросе признания банкротом имеют госкорпорации и фонды: первые не могут быть банкротами по общему правилу (кроме случаев, когда иное допускает учредивший госкорпорацию федеральный закон), вторые, напротив, могут быть банкротами только по общему правилу (кроме случаев, когда иное установлено законом, предусматривающим создание и деятельность фонда). Так, не может быть банкротом фонд, являющийся Центром исторического наследия Президента РФ (п. 7 ст. 2 Закона о Центрах исторического наследия Президентов).

Изображение - Основные положения гк рф о ликвидации юридического лица 345457456344556
Автор статьи: Алина Соколова

Добрый день. Меня зовут Алина, уже более 6 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима обязательная консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here