Социальное сиротство в россии виды, причины, профилактика проблемы

Сегодня предлагаем статью на тему: "социальное сиротство в россии виды, причины, профилактика проблемы", написанную простым и доступным языком. Все вопросы задавайте в комментариях после статьи или нашему дежурному юристу.

Проблема сиротства существует с начала зарождения общества. То, в каком положении находятся дети внутри государства, говорит о том, насколько нравственно и морально здорово общество.

Базовыми определениями, описывающими детей, оказавшихся по какой-либо причине без родителей, являются понятия «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей». Определения данных понятий отражено в Федеральном законе РФ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» .

Согласно данному Федеральному закону, «дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель», «дети, оставшиеся без попечения родителей – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке» .

Нет видео
Видео (кликните для воспроизведения).

Также, следует отметить, что исследователи выделяют два основных типа сиротства: обыкновенное сиротство (вследствие гибели родителей) и социальное сиротство (вследствие лишения детей попечения родителей в связи с нежеланием или невозможностью тех исполнять свои обязанности в отношении воспитания детей).

По мнению П.Д. Павленок, социальный сирота – ребѐнок, имеющий биологических родителей, которые, в силу каких-либо причин, не занимаются его воспитанием, вследствие чего, данную функцию возлагает на себя общество и государство. Социальное сиротство – это социальное явление, обусловленное в обществе детей, оставшихся без попечения родителей по какой-либо из причин: лишение родительских прав, признание родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и другое .

Кроме того, в истории российского государства отмечается то, что до середины ХХ века преобладало обыкновенное сиротство, а уже после начинает наблюдаться угрожающее большинство социальных сирот, что по некоторым данным на сегодняшний день составляет 5% от общего числа детей – сирот .

Основными причинами социального сиротства являются материальные и жилищные трудности родителей, на фоне чего обостряется насилие над детьми, алкоголизм, наркомания, преступность и многое другое, а после, происходит лишение родительских прав и ребѐнок попадает в стационарные социальные учреждения и становится социальной сиротой.

Ребѐнок, попадая на воспитание в социальное учреждение, становится лишенным очень многого, что есть у обычных детей. Дети, из числа социальных сирот, не получившие позитивного опыта семейной жизни, обычно повторяют судьбу своих родителей, вследствие чего не могут создать полноценную семью. Для ликвидации негативных последствий в будущем, специалистам, осуществляющим деятельность в работе с детьми необходимо организовать адаптивную работу, для того чтобы сформировать позитивное отношение к жизни и обществу в целом. Важнейшим аспектом адаптации детей-сирот в целом, является их способность к самостоятельной жизни, то есть активная бытовая и социальная адаптация.

Для формирования и реализации этого на практике, государство поддерживает данное направление, через основные нормативно-правовые акты: Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ (ч.1, ст. 3-40), Семейный кодекс РФ (раздел VI), Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», Постановления правительства и другие нормативные акты, принятые, в том числе в субъектах Российской Федерации .

Таким образом, проблема сиротства является актуальной в современном обществе. Решить еѐ будет крайне сложно. Поэтому, для смягчения определѐнных последствий, необходимо направить политику государства как минимум в нескольких направлениях: развитие эффективной семейной политики, развитие систем социальной защиты детей и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей и пропаганде здорового образа жизни.

СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО, ЕГО ПРИЧИНЫ, ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ

Проблема социального сиротства является одной из актуальных в теории и на практике. Она охватывает причины и особенности проявления данного явления в современных условиях, проблемы ее предупреждения и преодоления.

В результате изучения главы 14 студент должен:

знать

  • • сущность социального сиротства как социально-педагогической проблемы;
  • • основные причины социального сиротства;
  • • возможности предупреждения и преодоления социального сиротства;

уметь

  • • анализировать основные причины социального сиротства;
  • • определять меры, необходимые в профилактике и социального сиротства;

владеть

• методами профилактики и преодоления социального сиротства.

Понятие сирота в литературе и на практике имеет два значения: “повседневное” и правовое. В обоих случаях им определяют ребенка, оставшегося без попечения родителей. На Руси была поговорка “в сиротстве жить – слезы лить”, а также выражение “безродный сирота” – ребенок без близкой родни. В правовом значении сирота – это ребенок или несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, в результате смерти родителей или при объявление гражданина умершим согласно ст. 45–46 Гражданского кодекса РФ.

Читайте так же:  Как узнать свой страховой стаж в пфр, через интернет, по снилс

Категория детей-сирот не представляет собой однородной группы. Исследователи выделяют следующие:

  • – дети, оставшиеся без попечения родителей, вследствие их гибели (смерти) и находящиеся в медицинском учреждении, приюте или улице;
  • – дети, брошенные в первые месяцы жизни и прошедшие через воспитание в условиях дома ребенка (дети, оставшиеся без родителей с рождения до 3–4 лет);
  • – дети, поступившие в детский дом, в результате лишения их родителей родительских прав или иным причинам (дети, имеющие чаще всего негативный опыт жизни в семье);
  • – беспризорные дети – это дети, имеющие опыт жизни “на улице”.

В современных условиях в социальные науки (социальную политику, социальную работу и социальную педагогику) вошло понятие “социальное сиротство”.

Его нормативной основой выступают акты ООН. Последняя приняла:

  • – 10 января 1948 г. – Всеобщую декларацию прав человека, в которой заявлено, что дети являются предметом особой заботы и помощи;
  • – 20 ноября 1959 г. – Декларацию прав ребенка, которой провозглашено, что человечество обязано давать ребенку лучшее из всего, у него имеющегося. Дети должны быть обеспечены социальной защитой, им необходимо создать условия и возможности для здорового и нормального развития в условиях свободы и достоинства;
  • – 20 ноября 1989 г. – Конвенцию о правах ребенка, подчеркивающую, что ребенок, “который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении”, может быть отнесен к категории “социальный сирота” [1] ;
  • – 30 сентября 1990 г. – Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей и план действий по осуществлению этой декларации.
Нет видео
Видео (кликните для воспроизведения).

Требования мирового сообщества по защите прав ребенка получили поддержку в России и отражены в нормативных документах. Конвенция о правах ребенка поддержана и вступила в силу еще в бывшем СССР 15 сентября 1990 г. Затем были изданы Указ Президента РФ от 01.06.1992 № 543 “О первоочередных мероприятиях по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 1990-е годы” и постановление Правительства РФ от 23 августа 1993 г. № 848 “О реализации Конвенции ООП о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей” (утратило силу). Приняты и другие документы.

Социальное сиротство следует рассматривать, как социально-педагогическую проблему, основу которой составляет выявление факторов, обусловливающих появление детей- сирот при живых биологических родителях. Последние в социальном и нравственном плане не сформировались: способны отвергнуть (бросить) собственное дитя, оставив его на улице или в медицинском учреждении, безответственно отнестись к уходу за ним (самоустранению от ухода), его развитию и воспитанию. В лучшем случае такая “родительская деятельность (забота)” может привести к задержке психического развития, различным формам социального отклонения, в худшем – к одичанию растущего ребенка, его гибели.

Социальные сироты – общественное явление, обусловленное наличием в социуме детей в возрасте от рождения и до 18 лет без попечения родителей, вследствие того, что последние по различным причинам отказались от своих детей, лишены родительских прав, признаны в установленном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или фактически не осуществляют необходимой заботы о своих детях.

В современных условиях к социальным сиротам следует отнести значительную часть беспризорных и безнадзорных детей. Имеется в виде тех детей, которые имеют одного или обоих родителей. По данным исследований такие родители либо самоустранились от воспитания своих детей, либо их лишили по тем или иным причинам (социально-экономическим, нравственным, психологическим, медицинским) такой возможности, либо сами дети по каким- либо причинам покинули родной дом.

С позиции социальной педагогики такое явление определяет трагизм общества и государства, не сумевших обеспечить формирование социально зрелого взрослого населения – родителей, а также защитить права ребенка на жизнь, развитие, воспитание и обучение с учетом его своеобразии. Именно общество повинно в отсутствии достаточных материальных, финансовых и общих социальных условий для выполнения конкретными семьями, родителями этих детей своего долга, в дефиците у них чувств ответственности, любви, сострадания и милосердия, а также подготовленности и сформированности качеств, необходимых для обеспечения необходимой заботы о ребенке, ухода за ним и его воспитания. Подобный дефицит является следствием негативной среды и серьезных упущений в воспитании будущих родителей, у которых не сформированы те естественные чувства материнства (отцовства), которые им необходимы.

В литературе и на практике при характеристике детей, ставшихся без попечения родителей, используются различные категории. Среди них: безнадзорный, беспризорный и др. Каждая категория детей отличается своей отличительной характерологической особенностью.

Безнадзорный происходит, как указывал Владимир Иванович Даль (1801 – 1872), от слова надзор – наличие присмотра, наблюдения. Речь идет об отсутствии необходимого надзора, наблюдения за ребенком. Термин получил распространение в 1970-х гг. и относился к несовершеннолетнему, над поведением которого вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей, либо должностных лиц отсутствует контроль. В этом значении он существует и на современный момент.

Беспризорный происходит от слова призреть, призревать, призрить приютить, пристроить, дать приют и пропитание, взять под покров свой и озаботиться нуждами ближнего. Под ним понимали призирание за ребенком. По своей сущности, как указывал В. Даль, термин характеризовал отсутствие присмотра, надзора, наблюдения за ребенком.

Читайте так же:  Можно ли подать на алименты, находясь в браке, и какие документы для этого нужны

Одно из первых официальных определений беспризорности содержится в Большой советской энциклопедии (1930 г.). Под ним рассматривалось явление, характеризуемое как тяжелое общественное бедствие. Беспризорный – это несовершеннолетний, лишенный педагогического надзора и попечения и живущий в условиях, вредно влияющих на его общественные проявления и здоровье. В современных условиях под ним понимают безнадзорного, не имеющего места жительства и (или) места пребывания.

Выделяют также следующие категории детей, относящихся к категории социальных сирот:

Социальных сирот относят к категории несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, т.е. в следствии безответственности родителей по отношению к ним, безнадзорности или беспризорности находящихся в обстановке (среде жизнедеятельности – семье (родной или приемной), интернатном учреждении, на улице), представляющей опасность для их жизни и (или) здоровья, не отвечающей требованиям к содержанию и воспитанию, совершающих правонарушение или антиобщественные действия, употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, либо употребляющие одурманивающие вещества.

Социальная проблема сирот и беспризорников в современной России причины и последствия

Актуальность проблемы беспризорности и социального сиротства усиливает статистика последних лет, свидетельствующая о сохранившейся в России негативной тенденции роста числа беспризорных детей. Детская беспризорность – острое и масштабное социально опасное явление для национальной безопасности страны и региона. Существует потребность радикального повышения эффективности работы всех структур государства, ответственных за решение проблем беспризорного детства. Необходим поиск нестандартных путей снижения остроты и негативных последствий отклоняющегося поведения детей и подростков 1 .

Современный кризис, охвативший все мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчужденности среди молодежи, все большее распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к росту преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других негативных явлений. Все более ощутимым становится разрушение института семьи. Семья не в состоянии проявлять достаточную заботу о своих детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные для жизни и развития детей.

Социальные сироты и беспризорные дети являются основным источником пополнения криминальных структур, роста детской и подростковой проституции. Проблема детской беспризорности становится проблемой национальной безопасности не только настоящего времени, но и будущего и может иметь далекоидущие неблагоприятные последствия. А именно: рост доли асоциальной прослойки детей и подростков; формирование социально проблемной молодежи; резкое ухудшение физического и психического здоровья населения; снижение прослойки образованного населения, интеллектуального, трудового и профессионального потенциалов нации в целом.

Беспризорность и социальное сиротство – это социальная почва для произрастания девиантного поведения, которое очень быстро перерастает в делинквентное, а затем в криминальное поведение. Это концентрированно ненормальная среда, где негативные процессы чрезвычайно ускоряются, а позитивные, напротив, замедляются. Вот почему с беспризорностью как источником девиантности очень трудно бороться. Впрочем, присмотримся к этому явлению поближе.

Детская беспризорность – это отсутствие у детей и подростков места жительства или места пребывания. Это особое социальное положение несовершеннолетнего, которое можно назвать еще экстремальным и маргинальным. Его характеризуют такие признаки, как 1 :

отсутствие постоянного места жительства (бездомность);

разрыв отношений с родителями (либо лицами, заменяющими их), родственниками, педагогами, воспитателями;

отчуждение от всех институтов социализации детей и подростков (семьи, учебно-воспитательных, досуговых, медицинских учреждений);

незанятость общественно полезным трудом (учебой, работой).

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими.

Объектом данной работы является социальное сиротство и беспризорность.

Предметом стали причины и последствия социального сиротства и беспризорности.

Цель работы – изучить причины и последствия детской беспризорности и социального сиротства в России.

выявить сущность детской беспризорности и социального сиротства;

выяснить причины их возникновения;

рассмотреть последствия беспризорности и сиротства

описать методы профилактики и устранению причин способствующих возникновению беспризорности и социального сиротства.

1. Социальное сиротство: понятие, причины и последствия

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу о развитии и воспитании таких детей.

Ребенок, потерявший родителей – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребенка.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство).

Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство – явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими 1 .

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. С возникновением классового общества появляется и так называемое «социальное сиротство», когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания 1 .

Читайте так же:  Наследственное право в 2019 году понятие, виды, принципы

Сиротство – социальное явление, характеризующее образ жизни детей, оставшихся без попечения родителей. Длительное время к сиротам относились дети, потерявшие родителей вследствие их смерти. В XX-XXI веках во многих странах мира социально-экономические и нравственные процессы в обществе обусловили появление социального сиротства как социального явления, выражающегося в устранении родителей от обязанностей по отношению к своим детям.

Сиротой считается ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения, либо не может оставаться в таком окружении, и имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.

Дети считаются сиротами в связи с уклонением родителей от их воспитания или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка, оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Основную по численности категорию детей-сирот составляют дети, родители которых в результате общественного поведения лишены родительских прав.

Социальные сироты – это дети, имеющие родителей, которые лишены родительских прав, страдают тяжёлыми хроническими заболеваниями, в том числе психическими, алкоголизмом, наркоманией и другие. Выделяется большая группа детей-сирот, от которых по различным причинам отказались родители (наиболее часто отказываются одинокие матери, родившие детей вне брака, а также родители, у которых дети родились с нарушениями в психофизическом развитии).

Ученые выделяют и так называемую категорию «скрытых сирот», к которым относят детей, чье положение скрыто от государства, и они долгое время не получают помощи. Некоторые дети сами покидают свои неблагополучные семьи по причине плохого и даже жестокого обращения с ними 1 .

Таким образом, социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В дальнейшем в работе мы будем опираться на это понятие. В этом случае заботу о детях берет на себя государство. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях. Социальное сиротство рассматривается как социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и так далее.

В настоящее время, в российском общественном сознании такое явление как социальное сиротство связывается с целым комплексом причин: политических, социальных, медицинских, психологических и других причин. Причинами социального сиротства являются природные катаклизмы и социальные потрясения – войны, межнациональные конфликты и другие явления, порождающие проблемы беженцев, вынужденных переселенцев. К числу непосредственных причин социального сиротства относятся следующие 2 :

– добровольный отказ родителей (чаще матери) от своего несовершеннолетнего ребенка, чаще всего это отказ от новорожденного в родильном доме. С юридической точки зрения отказ от ребенка – правовой акт, который официально подтверждается специальным юридическим документом. В течение 3-х месяцев родители (мать) могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью;

– принудительное изъятие ребенка из семьи, когда в целях защиты прав, жизни и интересов ребенка родителей лишают родительских прав. В основном это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией, ведут асоциальный образ жизни, недееспособны и так далее. Лишение родителей родительских прав – это также правовой акт, который осуществляется по решению суда и оформляется специальным юридическим документом.

К условиям, провоцирующим социальное сиротство, можно отнести следующие 1 :

1) социально-экономические: безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, обнищание семьи, недостаточная экономическая поддержка молодой семьи;

2) кризис семьи: распад семьи, рост числа внебрачных детей, раннее материнство, рост семейного алкоголизма, наркомании, токсикомании среди родителей, рост правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и так далее, а дети находятся в детских домах);

3) педагогическая несостоятельность семьи: утрата традиций, отсутствие связи поколений, безнадзорность детей, снижение ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку;

4) снижение воспитательного потенциала системы образования: перекос в сторону обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги;

5) неэффективная государственная политика в области разработки четких правовых норм, регулирующих ответственность родителей за воспитание своих детей;

6) исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и родителями по месту жительства;

7) развитие детской и молодежной субкультуры, не учитывающей традиционных норм духовности и нравственности;

8) рост влияния СМИ массовой культуры на субкультуру молодого поколения. Как следствие – разрыв поколений, пропаганда через средства массовой информации новых форм и ценностей поведения детей и молодежи;

9) недостаточное развитие службы помощи детям, в том числе защиты их прав.

Из вышеперечисленных условий, порождающих социальное сиротство, одним из основополагающих является кризис современной семьи. Кризис современной семьи негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение.

Читайте так же:  Можно ли без проблем продать квартиру с материнским капиталом

Проблема отказа матери от своего новорожденного ребенка – распространенное социальное явление. Роль социальных факторов в формировании искажений материнского поведения столь велика и очевидна, что многие исследователи непосредственно сводят именно к ним всю спорную проблему причинности социального сиротства 1 .

Вывод: Во-первых, социальный сирота, это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Во-вторых, основными причинами сиротства детей в нашей стране являются отказ от ребенка в родильном доме, смерть или неизлечимая болезнь родителей ребенка, а также лишение родительских прав родителей ребенка в связи со злостным невыполнением ими своих обязанностей, то есть социальная дезорганизация семьи, финансово-экономические трудности, асоциальное поведение родителей (пьянство, наркомания, преступное поведение).

В-третьих, в России продолжается рост социального сиротства, специализированные учреждения заполнены детьми, оставшимися без попечения родителей. В связи с этим остро стоит вопрос о профилактике социального сиротства и развития данной технологии в разных ведомствах и на разных уровнях.

Социальное сиротство в России: виды, причины, профилактика проблемы

Первые подходы к осмыслению взаимоотношений государства и семьи, внутрисемейных отношений содержат дошедшие до нашего времени научные труды древнегреческих философов. Так, Платон идеальный общественный механизм связывал с благополучием семьи. Сообразуясь с реальной российской ситуацией, методологически интересным представляется положение Аристотеля о том, что «воспитание должно соответствовать каждому государственному строю, что отражается в законах о воспитании» [1]. Идея гармонизации родительских обязанностей высказывалась Сократом, который отмечал, что «из рук матери выходят дети, из рук отца – взрослые люди» [8]. Для Плутарха истинная цель воспитания – исправление нравов. Недостатки воспитания проявляются в отсутствии высоких нравственных качеств, толкающих людей «на дурной путь» [7]. В диалогах Цицерона тоже затронута тема жестокого обращения с детьми: «Детей наказывают родители или наставники, и не только не словах, но и розгами, заставляя их плакать. » [10]. Таким образом, античные представления об институте семьи, сфере семейных отношений обозначили ключевые направления, по которым должно идти дальнейшее исследование этих вопросов.

Проблема социального сиротства возникла в 1950-е гг. Стремительная урбанизация общества, социальные потрясения, интенсивная миграция населения усугубляют данную проблему. В это время появились первые отказные дети. Современное российское общество поставлено перед объективной необходимостью решения этой проблемы в связи с интенсивным увеличением брошенных детей. Академик Н.Д. Никандров констатировал, что «главная причина возникновения данного социального явления заключается в утрате общей цели, в ценностном вакууме» [5]. С середины XX в. социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы. В этот период активно вошла в исследовательское поле научных знаний категория «социальное сиротство», отражающая состояние детей, их характеристики, способы жизнедеятельности, отличные от общепринятой для этой возрастной группы.

Сегодня в теоретических исследованиях широко используются два понятия: «сирота» («сиротство») и «социальный сирота» («социальное сиротство»). Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д. [11]. Обнаружилось и качественно новое явление – «скрытое» социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи.

В докладе «Дети в трудной жизненной ситуации: преодоление социальной исключенности детей-сирот», подготовленном в 2012 г. Фондом поддержки детей, приведены данные Росстата. В 2007 г. в России число детей-сирот достигло максимального значения – 727,1 тыс. На сегодняшний день официальная статистика показывает, что численность «социальных сирот» составляет 655 тыс. человек [3]. Видно, что в вопросе «социального сиротства» прослеживается пусть незначительная, но позитивная динамика. За последние 5 лет сократилось количество случаев лишения родительских прав на 20%. Однако число малолетних жертв по-прежнему велико.

Приведенные факты подтверждают, что проблема социального сиротства детей в России усугубляется, становясь объектом повышенного внимания не только со стороны общества, но и Президента РФ. По утверждению уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, «в государственном банке данных на 1 января 2015 г. числятся 106 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Несмотря на то что каждый год эта цифра снижалась – по 7-8%, а за 2014 г. – на 14%, почти половина детей нашей страны продолжает находиться в зоне социального риска. Социальное сиротство – понятие многоплановое, включающее несколько категорий детей, которые могут быть условно систематизированы по следующим показателям: по месту пребывания; интернатные учреждения; улица (беспризорные дети, дети – беглецы); семья (безнадзорные дети).

Происходящее в современном обществе резкое изменение ценностных ориентаций, психологическая дезадаптация значительной части населения, снижение нравственных норм негативно сказываются на процессе социализации детей и подростков. Сегодня наличествует неблагополучная семья – семья, в которой нарушена структура, обесценены или проигнорированы основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Мероприятия по профилактике социального сиротства должны включать работу с данной категорией семей. Жестокость отношения к детям в семьях приводит к страшным последствиям. Часто дети оказываются в стенах государственных учреждений, которые не способны заменить им семью. В современных реалиях весьма широк спектр причин детского неблагополучия. В числе существенных факторов следует выделить кризисные явления в семье:

  • нарушение ее структуры и функций;
  • рост числа разводов и количества неполных семей;
  • асоциальный образ жизни ряда семей;
  • падение жизненного уровня;
  • ухудшение условий содержания детей;
  • нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детях;
  • распространение жестокого обращения с детьми в семьях [2].
Читайте так же:  Каким способом можно узнать о банкротстве

Профилактикой социального сиротства и работой с неблагополучными семьями занимаются органы опеки и попечительства. Однако нельзя сказать, чтобы эта система работает эффективно.

С возникновением классового общества социальное сиротство возникает тогда, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществления родителями своих обязанностей, отказа от ребенка или устранения от его воспитания. Самые распространенные причины отказа от ребенка – его тяжелая болезнь (60%), а также трудные материальные и бытовые условия семьи (около 20%). Таким образом, чаще всего отказ родителей вызван необходимостью устройства тяжелобольного ребенка на полное государственное попечение.

В данной статье представлены результаты авторского исследования на тему «Причины возникновения социального сиротства», проведенного в 2014 г. Опросу подлежали 145 родителей и 95 подростков. Так, в ходе опроса был задан вопрос «С чем связано возникновения социального сиротства?» (выбиралось 3 варианта ответов) (табл. 1)

Причины возникновения социального сиротства, в %

Экономическая нестабильность, снижение доходов

Кризис семьи (рост разводов, неполных семей)

Военные конфликты, стихийные бедствия

Распространение алкоголизма, наркомании, преступности

Падение нравственности в обществе и семье

Недоработки системы образования

Затруднились с ответом

Оценка респондентами причин зарождения социального сиротства отражает общие характеристики социального настроения населения современной России, к числу которых можно отнести социальный пессимизм, негативную социально-экономическую обстановку в стране, повышенную тревожность, рост бедности. Характерно, что в числе других причин респонденты называют «некое безразличие со стороны государства», «разобщенность интересов власти и народа», «ослабление России», «распущенность», «нет порядка в стране» и др. Эти ответы подтверждают специфику социального настроения. Экспертный опрос показал, что четверть опрошенных связывают появление социальных сирот с недостаточно выверенной политикой государства и регионов, 12% полагают, что виной является плохое экономическое положение отдельных регионов, 9% говорят, что причина – отсутствие четкой законодательной базы, 54% респондентов обосновывают возникновение социального сиротства всеми вышеуказанными обстоятельствами.

Часто причиной социального сиротства служит семейное насилие. Последствия насилия в семье – уход детей из семьи. Отвечая на вопрос: «За что наказывают детей в знакомых Вам семьях?», респонденты назвали следующие причины: за провинности – 26%; срывая раздражение – 29%; когда в доме беда – 20%; проявляют упрямство – 4,0%, игнорируют замечание взрослых – 2,0%, когда не могут справиться с ними другим способом – 19%; потому что их не любят – 5%; это делают психически неуравновешенные – 14%; это делают алкоголики – 29%. Родители не знают иных способов, как справиться с нежелательным поведением ребенка, кроме как унижающих его. Однако треть родителей склонны видеть причину не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Одновременно подростки дали ответ на вопрос: «Скажите, как часто родители или другие взрослые критиковали, оскорбляли Вас?» Ответы респондентов ошеломляющие: «всегда» – 36%, «часто» – 24%, «редко» – 17%, «никогда» – 13%, затруднились с ответом – 10%.

Известно, что роль семьи для человека очень велика. Именно в семье закладываются установки и ценностные ориентации, представления и ожидания, направленные на самореализацию индивида в различных социальных ролях и функциях в будущем. Следует заметить, что дети, лишенные постоянного полноценного эмоционального и тактильного контакта с родителями, растут апатичными, безынициативными, подозрительными и конфликтными, вплоть до агрессивности. Многолетние наблюдения позволяют сделать вывод, что в развитии интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы обнаруживается определенная специфика, проявляющая в несформированности внутреннего плана действий, связанности мышления, мотивации поведенческих реакций. Условия жизни детей-сирот, находящихся на государственном обеспечении, формируют иждивенческую позицию, приводят к отсутствию бережливости и ответственности.

Значительная часть детей-сирот воспроизводит жизненный путь своих родителей. Родители этих детей страдали алкогольной или наркотической зависимостью, не работали. Опыт проживания детей сначала в дисфункциональных семьях, а затем в институциональных учреждениях определяет их низкую трудовую мотивацию и искаженное представление о моделях семейно-брачных отношений, что в свою очередь репродуцирует семейное неблагополучие и социальное сиротство в следующих поколениях. Причины неудач на «семейном фронте», характерные для большинства детей-сирот, обусловлены специфическими особенностями их личности и жизни, это:

  • отчужденность, недоверие к людям, недоброжелательное, враждебно-отстраненное отношение к ним, неумение общаться, что затрудняет установление контактов;
  • неразвитость культуры чувств и социального интеллекта;
  • слабо развитое чувство ответственности за свои поступки;
  • эгоизм, потребительское отношение к близким людям;
  • низкая самооценка, неуверенность в себе.

Рецензенты:

Мехришвили Л.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.

Изображение - Социальное сиротство в россии виды, причины, профилактика проблемы 345457456344556
Автор статьи: Алина Соколова

Добрый день. Меня зовут Алина, уже более 6 лет занимаюсь юриспруденцией. Я считаю, что являюсь профессионалом в своей области и хочу помочь всем посетителям сайта решать сложные задачи. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести в удобном виде всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима обязательная консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here